Спасский муниципальный район. Конкурс 2017 г.
АНКЕТА
участника ежегодного конкурса Совета муниципальных образований Приморского края «Лучшая общественная инициатива»
Место реализации общественной инициативы (полное наименование муниципального образования) | Спасский муниципальный район |
Наименование органа муниципального образования, подающего заявку | Администрация Спасского муниципального района |
Наименование общественной инициативы | Психолого-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с нарушениями развития (детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с ментальными нарушениями) |
Начало реализации инициативы | 02 апреля 2016 г. |
Предполагаемое окончание реализации общественной инициативы | Бессрочно |
Значимость реализации общественной инициативы для развития данного муниципального образования | Создание и развитие на территории Спасского муниципального района организации, оказывающей комплексную психологопедагогическую помощь семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития (детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с ментальными нарушениями). |
Количество жителей муниципального образования (по официальным данным) | 27.967 |
Дата предоставления документов | 19 июня 2017 года |
Приложение №2 к Положению о конкурсе
Совета муниципальных образований
Приморского края «Лучшая общественная инициатива»
Описание общественной инициативы:
1. Наименование общественной инициативы.;
Психолого-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с нарушениями развития (детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с ментальными нарушениями).
2. Краткая характеристика проблемы, на решение которой была направлена данная инициатива.
Преодоление психологических барьеров в общении детей-инвалидов и их родителей с окружающим миром. Адаптация в обществе, интеграция в социальную среду.
3. Исходная ситуация (краткая характеристика ситуации, существовавшей в муниципальном образовании до реализации инициативы, предпосылки её возникновения).
Российское общество пока что не может похвалиться такими успехами социализации людей с нарушениями коммуникации, как за рубежом. Там существуют специальные государственные программы, благодаря которым дети с диагнозом, например, аутизм, получают образование, необходимые навыки и профессию. Нам до этого уровня еще далеко, но это не значит, что нам не нужно пройти этот путь.
На сегодняшний день на территории Спасского района проживает примерно 50 детей с ограниченными возможностями, которые состоят на учете в различных медицинских и социальных учреждениях района. Учитывая экономическое положение сельских жителей, постепенную деградацию сельчан в связи с отсутствием культурной и образовательной инфраструктуры в удаленных и малочисленных селах района, говорить о реализации реабилитационных мероприятий для детей-инвалидов трудно. На протяжении лет они не занимаются со специалистами, а многие родители даже не утруждают себя вопросами не только медицинской помощи, но и не пытаются прививать своему особому ребенку социальные навыки, развивать его интеллектуальные и творческие способности.
На территории Спасского района нет ни одной коррекционной школы. Коррекционная школа-интернат 8 вида (для обучения детей с умственной отсталостью) имеется только в ГО Спасск-Дальний.
В рамках закона «Об образовании» в школах района реализуется право ребенка-инвалида на инклюзивное образование. Тем не менее, в данный момент подавляющее большинство детских садов и школ Спасского района не готовы принять такой контингент обучающихся ввиду того, что:
— дети с ОВЗ требуют особого индивидуального присмотра и ухода, их прибывание в образовательных организациях существенно ограничивается во времени;
— в результате мероприятий по оптимизации образовательных организаций района, были сокращены должности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, инструкторов по физической культуре, музыкальных работников;
— основная масса воспитателей и учителей не имеют специализированного образования и не готовы работать с детъми-инвалидами со сложными дефектами;
— система тъюторского сопровождения детей с ограничениями жизнедеятельности фактически отсутствует. Чаще всего функции тьютора вынуждены выполнять родители на добровольных началах (потому что это их ребенок);
— устарела материально — техническая и учебная база образовательных организаций.
4. Как, кем и когда было принято решение о реализации инициативы.
02 апреля 2016 г. на первой встрече с группой активных родителей, воспитывающих детей с нарушениями развития (детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с ментальными нарушениями.)
5. Какой цели планировалось достичь.
Включение детей с ограниченными возможностями в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, расширение их круга интересов, творческих возможностей.
Расширение круга общения детей — инвалидов за счет здоровых сверстников и взрослых, развитие коммуникативных навыков поведения в социуме.
Развитие детско-родительских отношений, социальная адаптация детей с ОВЗ, их семей.
6. Какие задачи были поставлены.
— Оказание помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями, через проведение психолого-педагогической занятий и консультаций;
— Содействие развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями, применению их творческого и интеллектуального потенциала;
— Интеграция детей — инвалидов в среду здоровых детей и адаптация их путем включения в социальную деятельность.
— Поэтапные мероприятия в рамках реализации инициативы (краткое описание этапов реализации инициативы).
этап 1. подготовительный
- принятие решения о создании клуба -разработка и утверждение плана деятельности клуба
- разработка и утверждение Устава клуба
- разработка и принятие программы занятий
- привлечение волонтеров
- привлечение местных СМИ с целью распространения информации о деятельности клуба
этап 2, практический
- подготовка и проведение детско-родительских встреч, родительских собраний
- подготовка и проведение индивидуальных консультаций и занятий
- подготовка и проведение групповых консультаций и занятий -участие в мероприятиях, реализуемых вне клуба
- освещение деятельности клуба в местных СМИ
- Полученные результаты (конкретные измеряемые результаты реализации инициативы)
№ | Название критерия | Апрель 2016 | Апрель 2017 |
1 | Количество семей, посещающих клуб | 5 | 18 |
2 | Количество детей | 8 | 21 |
3 | Количество волонтеров | 6 | 12 |
4 | Количество партнеров-организаций | 1 | 5 |
7. Перечень организаций, участвующих в реализации общественной инициативы.
- Управление образования администрации Спасского муниципального района
- МБОУДО «Центр детского творчества» Спасского района
- Волонтерская организация студентов Спасского педагогического колледжа «Мастерская счастья»
- Фонд социальной адаптации граждан «Восхождение», г. Владивосток
- Газета «Спасск».
8. Количество жителей муниципального образования (не являющихся работниками органов местного самоуправления), принявших участие в реализации инициативы.
100 человек.
9. Сроки реализации общественной инициативы (сколько времени прошло с начала реализации инициативы до получения указанных выше результатов).<
1 год (апрель 2016 г. — апрель 2017 г.), клуб продолжает свою деятельность.
10. Затраты на внедрение (трудовые, стоимостные) с указанием источников ресурсов.
Педагоги и волонтеры на безвозмездной основе, подготовка и проведение мероприятий — на добровольные пожертвования.
Документальное обеспечение реализации инициативы (перечень нормативно-правовых документов, инструкций и иных документов, принятых в связи с реализацией инициативы).
— Устав клуба;
— план работы клуба.
10. Проблемы, возникшие в ходе реализации инициативы и пути их решения (перечень трудностей, с которыми пришлось столкнуться и способов их решения).
— отсутствие постоянного помещения для проведения мероприятий клуба;
— финансовое обеспечение при подготовке и проведении массовых мероприятий;
— отсутствие необходимого оборудования.
Характеристика факторов, способствовавших успешному решению проблемы.
— диалог с администрацией Спасского муниципального района;
— заинтересованность преподавателей и студентов Спасского педагогического колледжа в получении практического опыта работы с детьми, имеющими особенности развития;
— готовность и возможность Президента Фонда социальной адаптации граждан «Восхождение» оказать финансово-материальную помощь в оснащении клуба;
— информационная поддержка местных СМИ;
— личностные качества руководства клуба.