Обзор законодательства за сентябрь 2017 года
<Письмо> Минфина России N 24-04-06/55025, ФАС России N РП/59080/17 от 25.08.2017 "О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении контроля в сфере закупок"
Минфином России и ФАС России разъяснены особенности осуществления регионального и муниципального контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд
В частности, указывается, что контрольный орган в сфере закупок каждого уровня наделен полномочиями по проведению плановых проверок в отношении закупок для обеспечения нужд соответствующего уровня. При этом контрольный орган в сфере закупок муниципального уровня наделен полномочиями по проведению внеплановых проверок в отношении закупок для обеспечения исключительно муниципальных нужд. Контроль в отношении операторов электронных площадок, а также при проведении электронного аукциона в отношении иных субъектов контроля осуществляется ФАС России. Таким образом, в случае получения контрольным органом в сфере закупок регионального или муниципального уровня в период с момента размещения извещения о проведении аукциона до момента заключения контракта информации, содержащей признаки нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, такая информация подлежит передаче в контрольный орган в сфере закупок федерального уровня в возможно короткий срок.
Кроме того, разъясняется, что контрольные органы в сфере закупок муниципального уровня не наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях и рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Проект Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Минфином России разработан проект поправок в Бюджетный кодекс РФ о сроках принятия законов, приводящих к изменению доходов бюджетов
Проектом, в частности, до 1 января 2018 года приостанавливаются положения, предусматривающие принятие изменений в законодательство о налогах и сборах, вступающих в силу в очередном финансовом году, не позднее 1 сентября. Это связано с тем, что такие изменения должны быть учтены в проектах бюджетов на следующий трехлетний период. Вместе с тем, согласно пояснительной записке, рассмотрение изменений в налоговое и бюджетное законодательство будет проходить в ноябре и декабре 2017 года.
Проектом приостанавливаются аналогичные положения бюджетного законодательства в отношении региональных законов и муниципальных правовых актов.
Помимо этого, до 1 января 2019 года продлевается приостановка действия положений о том, что остатки средств бюджета РФ на начало года могут быть использованы на сокращение долговых обязательств и сокращение заимствований.
Одновременно устанавливается, что остатки средств бюджета на начало 2018 года могут направляться, в частности, на увеличение ассигнований на реализацию решений Президента РФ и Правительства РФ в сфере общегосударственных вопросов, национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, исследования и использования космического пространства, развития оборонно-промышленного комплекса, а также на увеличение резервного фонда Правительства РФ.
Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Минфин России предлагает запретить участвовать в госзакупках юридическим и физическим лицам, аффилированным с заказчиком.
В соответствии с проектом при закупке не допускается наличие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок:
состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц — участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, — участниками закупки, либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц.
Выгодоприобретателями, согласно проекту, будут признаваться физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества, либо обладающие возможностью определять решения, принимаемые другим хозяйственным обществом.
Контроль соблюдения указанных ограничений будет осуществляться посредством Единой информационной системы в сфере закупок.
Вступление в силу проекта предполагается с 1 января 2018 года.
Постановление Администрации Приморского края от 08.09.2017 N 373-па "Об утверждении Порядка заключения Приморским краем специальных инвестиционных контрактов"
Порядком установлены правила заключения специальных инвестиционных контрактов, заключаемых Приморским краем без участия Российской Федерации. Специальный инвестиционный контракт заключается от имени Приморского края уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края в сфере промышленной политики с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, принимающими на себя обязательства в предусмотренный специальным инвестиционным контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции в Приморском крае.
Стороной специального инвестиционного контракта наряду с Приморским краем может быть муниципальное образование Приморского края в случае осуществления в отношении инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта и (или) привлеченного лица (в случае его привлечения), мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренных муниципальными правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления данного муниципального образования.
Специальный инвестиционный контракт заключается в целях решения задач и (или) достижения показателей государственных программ Приморского края, предусматривающих мероприятия в сфере промышленной политики, в рамках которых реализуются инвестиционные проекты. Специальный инвестиционный контракт заключается на срок, равный сроку выхода инвестиционного проекта на проектную операционную прибыль в соответствии с бизнес-планом инвестиционного проекта, увеличенному на пять лет. При этом специальный инвестиционный контракт заключается на срок до 10 лет.
<Письмо> Минсельхоза России от 22.09.2017 N 15-К-4190/ог <О строительстве садового дома на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения>
Гражданин вправе построить на своем "дальневосточном гектаре" садовый дом, даже если он выделен на участке земель сельскохозяйственного назначения
Разъясняется, что в соответствии с положениями Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее — Закон N 119-ФЗ) предоставленный земельный участок может использоваться гражданином для осуществления любой не запрещенной федеральным законом деятельности при соблюдении установленных Законом N 119-ФЗ условий. При этом принятие решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка не требуется.
В случае, если выбранные гражданином вид или виды разрешенного использования земельного участка не соответствуют категории земель, к которой относится земельный участок, а также в случае, если в ЕГРП отсутствуют сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории земель, уполномоченный орган одновременно с направлением уведомления о выбранных гражданином виде или видах разрешенного использования направляет в орган регистрации прав сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории земель в зависимости от выбранных гражданином вида или видов разрешенного использования земельного участка. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.
Таким образом, действующее законодательство не содержит ограничений на создание садового дома, в том числе на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения.
Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования имущественных торгов в рамках законодательства о закупках)"
Минэкономразвития России предлагает унифицировать процедуру проведения имущественных торгов
По мнению разработчиков проекта, в настоящее время правовое регулирование процедуры торгов в Российской Федерации носит фрагментарный характер, действующее законодательство не содержит общих норм, устанавливающих принципы и правила проведения торгов.
В этой связи проектом предлагаются:
унификация процедур проведения торгов с учетом отраслевых особенностей как в очной, так и в электронной формах;
общий закрытый перечень требований, предъявляемых к участникам торгов в форме аукциона;
закрытый перечень требований к составу заявки на участие в торгах;
перечень оснований отказа в допуске к участию в торгах;
закрытый перечень оснований признания торгов несостоявшимися;
закрытый перечень оснований признания участников торгов уклонившимися от заключения договора или получения специального разрешения;
перечень обязательной информации, подлежащей включению в состав извещения о проведении торгов, а также обязательной информации, подлежащей размещению на официальном сайте торгов.
Кроме того, предусматривается, в числе прочего:
разграничение имущества и имущественных прав, в отношении которых торги проводятся в традиционной ("молоточной") и электронной форме;
внедрение мер по централизации торгов;
расширение прав участников торгов;
ограничение максимального и минимального размера задатка для участия в торгах;
формирование единого реестра недобросовестных участников торгов;
введение обязанности проведения торгов в электронной форме в случае реализации непрофильных активов отдельных видов юридических лиц.
Проектом предполагается, что соответствующий федеральный закон вступит в силу с 1 января 2019 года и начнет применяться к отношениям по организации и проведению имущественных торгов в отношении имущества субъектов РФ — по истечении шести месяцев со дня его вступления в силу, в отношении имущества, находящегося в муниципальной и частной собственности, за исключением имущественных торгов в рамках банкротства, — по истечении года со дня его вступления в силу.