Обзор законодательства за февраль 2018 года
Федеральный закон от 05.02.2018 N 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
Уточнены правила изъятия у субъектов РФ переданных им полномочий РФ по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ
В частности, устанавливается, что изъятие переданных полномочий возможно в случаях, если осуществление их федеральными органами исполнительной власти на территории соответствующих субъектов РФ необходимо для:
— реализации мероприятий по обеспечению обороны страны и безопасности государства;
— реализации международных или общенациональных мероприятий и обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов РФ, а также если:
— такие полномочия не могут осуществляться органами государственной власти субъектов РФ в связи со стихийным бедствием, катастрофой или иной чрезвычайной ситуацией;
— на территории субъекта РФ федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) осуществляются аналогичные по содержанию полномочия и изъятие переданных полномочий позволит обеспечить сокращение расходов федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.
Федеральным законом определяется порядок изъятия полномочий, разграничивается компетенция Правительства РФ и Президента РФ по вопросам изъятия полномочий, устанавливается срок, на который допускается изъятие полномочий.
Федеральные законы, предусматривающие передачу полномочий субъектам РФ, подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом до 1 июня 2019 года. До приведения федеральных законов в соответствие с настоящим Федеральным законом порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий устанавливается нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики в сфере указанных полномочий, в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством РФ.
Федеральный закон от 19.02.2018 N 17-ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 25.1 Федерального закона «О защите конкуренции»
Информация о проверках деятельности органов местного самоуправления будет включаться в единый реестр проверок
В указанный реестр подлежит включению информация о плановых и внеплановых проверках деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Также, согласно Федеральному закону, в единый реестр проверок подлежит включению информация о плановых и внеплановых проверках, проводимых антимонопольным органом, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 19.02.2018 N 17-ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 25.1 Федерального закона «О защите конкуренции»
Информация о проверках деятельности органов местного самоуправления будет включаться в единый реестр проверок
В указанный реестр подлежит включению информация о плановых и внеплановых проверках деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Также, согласно Федеральному закону, в единый реестр проверок подлежит включению информация о плановых и внеплановых проверках, проводимых антимонопольным органом, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 19.02.2018 N 26-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
На МФЦ возложена функция по осуществлению приема денежных средств от заявителей в счет платы за предоставление государственных и муниципальных услуг
Наделение МФЦ соответствующей функцией позволит решить проблему предоставления государственных и муниципальных услуг в малонаселенных местностях и местностях, в которых кредитные организации территориально удалены.
Кроме того, Федеральным законом устанавливается, что МФЦ может создаваться только в форме государственного или муниципального (в том числе автономного) учреждения.
Приказ Минюста России от 29.12.2017 N 298 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации»
Зарегистрировано в Минюсте России 31.01.2018 N 49835.
Обновлен административный регламент предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния
Определено, что результатом предоставления данной госуслуги является составление в Едином государственном реестре ЗАГС записи акта гражданского состояния и выдача заявителю соответствующего свидетельства.
Согласно новому регламенту органами, предоставляющими данную госуслугу, являются:
— органы записи актов гражданского состояния, образованные органами государственной власти субъектов РФ;
— органы местного самоуправления, на территории которых отсутствуют органы ЗАГС.
Уточнено, что выдача заявителю свидетельства о рождении, расторжении брака на основании решения суда, усыновлении, смерти производится в день обращения заявителя при условии предъявления всех оформленных надлежащим образом документов.
В приложении к регламенту приведена контактная информация органов ЗАГС по субъектам РФ.
Признать утратившим силу Приказ Минюста России от 29.11.2011 N 412, которым был утвержден ранее действовавший регламент.
Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации»
Минстрой России предлагает привести отдельные нормативные правовые акты Правительства РФ в соответствие с Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Проектом вносятся изменения, в частности, в Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 г. N 505, в Основы ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2016 г. N 484, в Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2016 г. N 881.
Проектом в числе прочего:
корректируются правила установления единого тарифа регионального оператора на услугу по обращению с ТКО;
уточняется порядок расчета объема и (или) массы ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО;
обновляются правила проведения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО, а также правила проведения торгов по определению цен на услуги по сбору и транспортированию ТКО;
бремя содержания контейнерных площадок возлагается на органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых располагаются соответствующие контейнерные площадки;
уточняются сроки осуществления расчетов между региональным оператором по обращению с ТКО и операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО;
форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО приводится в соответствие с действующим законодательством.
Проект Федерального закона «О внесении изменений в федеральные законы «О концессионных соглашениях», «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Минэкономразвития России предложены меры по расширению возможностей для привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты
Проектом, в частности:
планируется предоставить частным партнерам дополнительные гарантии защиты их прав в случае, если в течение срока действия соглашения в федеральные законы и/или иные правовые акты РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления были внесены и вступили в силу изменения, приводящие к увеличению совокупной налоговой нагрузки на частного партнера или ухудшению положения частного партнера (в этом случае публичный партнер обязан увеличить размер финансового участия публичного партнера и/или срок соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве с согласия концессионера и/или возместить потери частного партнера в порядке и на условиях, предусмотренных соглашением);
предусматривается, что концедент на этапе создания и/или реконструкции объекта концессионного соглашения вправе принимать на себя обязательство по финансированию части расходов в связи с проектированием, созданием и/или реконструкцией объекта концессионного соглашения (капитальный грант), при этом концессионным соглашением может не предусматриваться концессионная плата, если решением о заключении концессионного соглашения предусмотрено финансовое участие концедента в форме капитального гранта и/или платы концедента;
для заключения единого концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве по итогам совместного конкурса публично-правовым образованиям предоставляется право заключать соглашения о проведении совместного конкурса, в котором стороны должны урегулировать порядок его проведения (по итогам совместного конкурса заключается одно концессионное соглашение);
предлагается отнести к полномочиям Правительства РФ установление порядка рассмотрения предложения о реализации проекта, представленного инициатором в федеральные органы государственной власти, уполномоченные на рассмотрение предложения о реализации проекта.
Проект Федерального закона N 332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 21.02.2018)
Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра»
Минстроем России предложен порядок принятия решения о согласовании места размещения ТКО, а также порядок создания и ведения реестра мест накопления ТКО
Статьей 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривается, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.
Места (площадки) накопления ТКО создаются, как правило, органами местного самоуправления (в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, обязанность по созданию мест накопления ТКО возлагается на иных лиц).
Проектом устанавливается процедура рассмотрения заявки лица, на которого возложена обязанность по созданию места накопления ТКО, основания и порядок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании места размещения ТКО, а также порядок создания и ведения реестра мест накопления ТКО. Соответствующий реестр предлагается вести на бумажном носителе с размещением информации из него в открытом доступе в сети «Интернет».
Реестр должен содержать сведения о:
нахождении мест (площадок) накопления ТКО;
технических характеристиках мест (площадок) накопления ТКО;
собственниках мест (площадок) накопления ТКО;
источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО.
Предполагается, что проект вступит в силу с 1 января 2019 года.
Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. N 155»
Минстрой России предлагает исключить твердые отходы из сферы действия правил вывоза бытовых отходов
Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155 утверждены Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов. При этом Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были установлены новые требования к местам накопления твердых коммунальных отходов.
В связи с изложенным проектом предусматривается сохранить действующий механизм вывоза отходов только для жидких бытовых отходов, к которым предлагается относить хозяйственно-бытовые сточные воды, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (фекальные и бытовые отходы нецентрализованной системы водоотведения).
Закон Приморского края от 31.01.2018 N 232-КЗ «О внесении изменений в Закон Приморского края «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае»
Согласно внесенным изменениям, финансовый орган Приморского края и главы городских округов и муниципальных районов, являющихся получателями дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), заключают соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, предусматривающие меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению финансов муниципального образования.
Порядок, сроки подписания соглашений и требования к соглашениям, которые указаны в абзаце первом настоящей части, устанавливаются финансовым органом Приморского края. Меры ответственности за нарушение порядка и сроков подписания соглашений и за невыполнение муниципальными образованиями обязательств, возникающих из соглашений, устанавливаются финансовым органом Приморского края и применяются в текущем финансовом году по результатам выполнения соответствующим муниципальным образованием обязательств в отчетном финансовом году.
Закон Приморского края от 31.01.2018 N 233-КЗ «О внесении изменений в статью 14 Закона Приморского края «О сроке полномочий и гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Приморском крае»
Согласно внесенным изменениям, уставом муниципального образования лицу, замещавшему муниципальную должность на постоянной основе, может быть установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с прекращением его полномочий (в том числе досрочно).
Такая доплата устанавливается только в отношении лиц, замещавших муниципальную должность на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не осуществляется в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2(1), 3, 6 — 9 части 6, частью 6(1) статьи 36, частью 7(1), пунктами 5 — 8 части 10, частью 10(1) статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».