Спасский муниципальный район. Конкурс 2017 г.

АНКЕТА
участника ежегодного конкурса Совета муниципальных образований Приморского края «Лучшая общественная инициатива»

Место реализации общественной инициативы (полное наименование муниципального образования) Спасский муниципальный район
Наименование органа муниципального образования, подающего заявку Администрация Спасского муниципального района
Наименование общественной инициативы Психолого-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с нарушениями развития (детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с ментальными нарушениями)
Начало реализации инициативы 02 апреля 2016 г.
Предполагаемое окончание реализации общественной инициативы Бессрочно
Значимость реализации общественной инициативы для развития данного муниципального образования Создание и развитие на территории Спасского муниципального района организации, оказывающей комплексную психолого­педагогическую помощь семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития (детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с ментальными нарушениями).
Количество жителей муниципального образования (по официальным данным) 27.967
Дата предоставления документов 19 июня 2017 года

Приложение №2 к Положению о конкурсе
Совета муниципальных образований
Приморского края «Лучшая общественная инициатива»
Описание общественной инициативы:

1. Наименование общественной инициативы.;

Психолого-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с нарушениями развития (детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с ментальными нарушениями).

2. Краткая характеристика проблемы, на решение которой была направлена данная инициатива.

Преодоление психологических барьеров в общении детей-инвалидов и их родителей с окружающим миром. Адаптация в обществе, интеграция в социальную среду.

3. Исходная ситуация (краткая характеристика ситуации, существовавшей в муниципальном образовании до реализации инициативы, предпосылки её возникновения).
Российское общество пока что не может похвалиться такими успехами социализации людей с нарушениями коммуникации, как за рубежом. Там существуют специальные государственные программы, благодаря которым дети с диагнозом, например, аутизм, получают образование, необходимые навыки и профессию. Нам до этого уровня еще далеко, но это не значит, что нам не нужно пройти этот путь.
На сегодняшний день на территории Спасского района проживает примерно 50 детей с ограниченными возможностями, которые состоят на учете в различных медицинских и социальных учреждениях района. Учитывая экономическое положение сельских жителей, постепенную деградацию сельчан в связи с отсутствием культурной и образовательной инфраструктуры в удаленных и малочисленных селах района, говорить о реализации реабилитационных мероприятий для детей-инвалидов трудно. На протяжении лет они не занимаются со специалистами, а многие родители даже не утруждают себя вопросами не только медицинской помощи, но и не пытаются прививать своему особому ребенку социальные навыки, развивать его интеллектуальные и творческие способности.
На территории Спасского района нет ни одной коррекционной школы. Коррекционная школа-интернат 8 вида (для обучения детей с умственной отсталостью) имеется только в ГО Спасск-Дальний.
В рамках закона «Об образовании» в школах района реализуется право ребенка-инвалида на инклюзивное образование. Тем не менее, в данный момент подавляющее большинство детских садов и школ Спасского района не готовы принять такой контингент обучающихся ввиду того, что:
— дети с ОВЗ требуют особого индивидуального присмотра и ухода, их прибывание в образовательных организациях существенно ограничивается во времени;
— в результате мероприятий по оптимизации образовательных организаций района, были сокращены должности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, инструкторов по физической культуре, музыкальных работников;
— основная масса воспитателей и учителей не имеют специализированного образования и не готовы работать с детъми-инвалидами со сложными дефектами;
— система тъюторского сопровождения детей с ограничениями жизнедеятельности фактически отсутствует. Чаще всего функции тьютора вынуждены выполнять родители на добровольных началах (потому что это их ребенок);
— устарела материально — техническая и учебная база образовательных организаций.

4. Как, кем и когда было принято решение о реализации инициативы.

02 апреля 2016 г. на первой встрече с группой активных родителей, воспитывающих детей с нарушениями развития (детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с ментальными нарушениями.)

5. Какой цели планировалось достичь.
Включение детей с ограниченными возможностями в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, расширение их круга интересов, творческих возможностей.
Расширение круга общения детей — инвалидов за счет здоровых сверстников и взрослых, развитие коммуникативных навыков поведения в социуме.
Развитие детско-родительских отношений, социальная адаптация детей с ОВЗ, их семей.

6. Какие задачи были поставлены.
— Оказание помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями, через проведение психолого-педагогической занятий и консультаций;
— Содействие развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями, применению их творческого и интеллектуального потенциала;
— Интеграция детей — инвалидов в среду здоровых детей и адаптация их путем включения в социальную деятельность.
— Поэтапные мероприятия в рамках реализации инициативы (краткое описание этапов реализации инициативы).
этап 1. подготовительный

  1. принятие решения о создании клуба -разработка и утверждение плана деятельности клуба
  2. разработка и утверждение Устава клуба
  3. разработка и принятие программы занятий
  4. привлечение волонтеров
  5. привлечение местных СМИ с целью распространения информации о деятельности клуба

этап 2, практический

  1. подготовка и проведение детско-родительских встреч, родительских собраний
  2. подготовка и проведение индивидуальных консультаций и занятий
  3. подготовка и проведение групповых консультаций и занятий -участие в мероприятиях, реализуемых вне клуба
  4. освещение деятельности клуба в местных СМИ
  5. Полученные результаты (конкретные измеряемые результаты реализации инициативы)
Название критерия Апрель 2016 Апрель 2017
1 Количество семей, посещающих клуб 5 18
2 Количество детей 8 21
3 Количество волонтеров 6 12
4 Количество партнеров-организаций 1 5

7. Перечень организаций, участвующих в реализации общественной инициативы.

  1. Управление образования администрации Спасского муниципального района
  2. МБОУДО «Центр детского творчества» Спасского района
  3. Волонтерская организация студентов Спасского педагогического колледжа «Мастерская счастья»
  4. Фонд социальной адаптации граждан «Восхождение», г. Владивосток
  5. Газета «Спасск».

8. Количество жителей муниципального образования (не являющихся работниками органов местного самоуправления), принявших участие в реализации инициативы.
100 человек.

9. Сроки реализации общественной инициативы (сколько времени прошло с начала реализации инициативы до получения указанных выше результатов).<
1 год (апрель 2016 г. — апрель 2017 г.), клуб продолжает свою деятельность.

10. Затраты на внедрение (трудовые, стоимостные) с указанием источников ресурсов.
Педагоги и волонтеры на безвозмездной основе, подготовка и проведение мероприятий — на добровольные пожертвования.

Документальное обеспечение реализации инициативы (перечень нормативно-правовых документов, инструкций и иных документов, принятых в связи с реализацией инициативы).
— Устав клуба;
— план работы клуба.

10. Проблемы, возникшие в ходе реализации инициативы и пути их решения (перечень трудностей, с которыми пришлось столкнуться и способов их решения).
— отсутствие постоянного помещения для проведения мероприятий клуба;
— финансовое обеспечение при подготовке и проведении массовых мероприятий;
— отсутствие необходимого оборудования.

Характеристика факторов, способствовавших успешному решению проблемы.
— диалог с администрацией Спасского муниципального района;
— заинтересованность преподавателей и студентов Спасского педагогического колледжа в получении практического опыта работы с детьми, имеющими особенности развития;
— готовность и возможность Президента Фонда социальной адаптации граждан «Восхождение» оказать финансово-материальную помощь в оснащении клуба;
— информационная поддержка местных СМИ;
— личностные качества руководства клуба.