31 октября — 1 ноября Общероссийский Конгресс муниципальных образований

31 октября и 01 ноября 2017 г. в городе Москва прошел Общероссийский Конгресс муниципальных образований, в котором приняла участие и делегация Приморского края. В ходе мероприятия были рассмотрены актуальные вопросы, волнующие  муниципальное сообщество. Это, прежде всего, «Развитие территориального местного самоуправления и иных форм участия граждан в решении вопросов местного значения», «Муниципально — частное партнёрство России: текущее состояние и тренды»,  «Взаимодействие органов государственной власти субъектов РФ с Советами муниципальных образований субъектов РФ». Также участникам заседания были представлены информации «О новеллах в законодательстве в сфере местного самоуправления», «О международном межмуниципальном сотрудничестве в современных реалиях: возможности и перспективы», «Об актуальных вопросах развития местного самоуправления в республике Крым».

В заседаниях приняли участие представители ряда министерств Правительства РФ в ранге зам. министров, депутаты Государственной Думы РФ, члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, руководители департаментов администрации Президента РФ и заместители полномочных представителей Президента РФ в Федеральных округах, учёные, руководители  исполнительных и законодательных органов власти субъектов РФ. Это  позволило вести в ходе заседания  конструктивный и заинтересованный диалог. Члены делегаций субъектов РФ высказали немало предложений, касающихся конкретных возможностей исполнения своих полномочий в условиях тотальной нехватки бюджетных средств. Предлагались необходимые изменения в действующее законодательство, которые бы позволили осуществлять большую опору на общественную инициативу (ТОСы), шире привлекать бизнес к решению местных вопросов (муниципально-частное партнёрство). Отмечалось также разное финансовое и правовое положение Советов муниципальных образований в зависимости от взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти регионов. Так, всего 15 из 85 Советов наделены законодательной инициативой, менее трети имеют финансовую и материально-техническую поддержку.

Особый разговор вёлся о качестве материалов, поступающих с мест для формирования ежегодного доклада Правительству РФ «О состоянии местного самоуправления в Российской Федерации». Ведь без объективной информации с мест невозможно составить целостную и правдивую картину о его действительном состоянии. В этой части заслуживает большого внимания работа исполнительной дирекции ОКМО по созданию интерактивной карты о состоянии местного самоуправления в регионах Российской Федерации, которая должна быть завершена в 2018 году.

В заключение,  на последнем заседании, члены ОКМО приняли ряд решений, касающихся изменений в Уставе ОКМО, ротации членов Президиума и величины уплачиваемых ежегодных членских взносов.

Химич Е.А., заместитель главы города Владивостока, председатель юридического комитета СМОПК, участник заседания «Общероссийского конгресса муниципальных образований» по итогам дискуссионной площадки «Муниципально-частное партнерство в России: текущее состояние и тренды»:

1 ноября 2017 года в рамках Общероссийского конгресса муниципальных образований состоялась дискуссионная площадка на тему «Муниципально-частное партнерство в России: текущее состояние и тренды».

В дискуссии участвовали руководители и представители ОКМО, депутаты Государственной Думы ФС РФ и члены Совета Федерации, представители Минстроя России, руководители профильных комитетов региональных законодательных собраний, представители органов местного самоуправления и советов муниципальных образований, ассоциаций, союзов – членов Конгресса, эксперты и СМИ.

Участники площадки обсудили следующие вопросы реализации механизма муниципально-частного партнерства в Российской Федерации:

— законодательное регулирование механизма муниципально-частного партнерства в Российской Федерации;

— проблемы софинансирования региональных МЧП-проектов;

— концессии в сфере ЖКХ – повышение качества и надежности инфраструктуры в стране.

Здесь необходимо отметить, что Жилищно-коммунальное хозяйство — одна из базовых отраслей российской экономики, обеспечивающая население жизненно важными услугами, а промышленность — необходимой инженерной инфраструктурой. Годовой оборот в сфере жилищно-коммунального хозяйства превышает 4,1 трлн. рублей, это более 5,7 процента валового внутреннего продукта России.

Одной из основных задач органов государственной власти в сфере жилищно-коммунального хозяйства является создание системы нормативно-правового регулирования, обеспечивающей эффективное функционирование и устойчивое развитие жилищно-коммунального хозяйства, предусматривающей в том числе привлечение инвестиций в отрасль для ее модернизации.

По экспертным оценкам, ежегодные инвестиционные потребности коммунального сектора составляют не менее 500 млрд. рублей (более 200 млрд. рублей — инвестиции в сферу теплоснабжения, более 100 млрд. рублей — инвестиции в сферу водоснабжения, более 100 млрд. рублей — инвестиции в сферу водоотведения).

— концессии: перспективы развития на муниципальном уровне.

Участники дискуссии посчитали плодотворным состоявшийся обмен мнениями и высоко оценили накопленный опыт практической работы. В то же время был выявлен ряд проблем, которые могут быть решены на уровне федерального и регионального законодательства.

Как показывает опыт реализации проектов модернизации в жилищно-коммунальной сфере в подавляющее большинство проектов невозможно привлечь частные инвестиции без государственной поддержки. Ключевой задачей является внедрение механизмов государственной поддержки, позволяющих увеличить приток инвестиций в отрасль, в первую очередь частных инвестиций. Для этого необходимо создание специализированного государственного финансового института развития, действующего на постоянной основе.

Институт развития должен оказывать как организационно-техническую поддержку проектов и содействовать привлечению частных инвестиций и развитию государственно-частного и муниципально-частного партнерства в ЖКХ, так и финансовую поддержку в целях реализации проектов модернизации.

Инструменты поддержки:

1. Организационно-техническая поддержка проектов (в том числе методическая поддержка субъектов и муниципалитетов, необходимая для «трансфера» управленческих технологий и лучших практик стандартизации и типизации проектов, экспертная оценки проектов, разработка информационного ресурса (технологической платформы) для сбора, анализа и верификации информации о состоянии объектов и систем ЖКХ и ходе реализации проектов, позволяющего облегчить прохождение всех этапов создания и реализации инфраструктурных проектов).

2. Финансовая поддержка на основе широкого набора инструментов:

— предоставление гарантий для реализации проектов;

— предоставление льготных займов в целях повышения финансовой состоятельности проектов;

— предоставление субсидий на реализацию социально значимых проектов;

— организация секьюритизации проектов (поддержка выпуска инфраструктурных облигаций, обеспеченных доходами от концессионных проектов).

С целью дальнейшего развития института публично-частного партнерства на муниципальном уровне участники дискуссионной площадки предложили:

Федеральному Собранию РФ, федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ:

1. Исключить из законодательства (Федеральный закон от 07.12.2011 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении») положения о том, что передача отдельных объектов водоснабжения, теплоснабжения осуществляется только по концессионным соглашениям. Обоснование: наличие подобного ограничения делает невозможным реализацию полномочий органов МСУ по организации водоснабжения и теплоснабжения из-за отсутствия у многих муниципальных образований зарегистрированного права собственности на перечисленные в отраслевом законодательстве объекты.

2. Создать специализированный государственный финансовый институт развития, направленный на оказание организационно-технической поддержки проектов и содействию привлечению частных инвестиций на территории муниципальных образований.

3. Определить в федеральном законодательстве механизмы участия субъектов РФ в разработке, оценке, выборе, реализации и завершении проектов муниципально-частного партнерства.

4. Создать и обеспечить функционирование единых региональных проектных офисов в сфере государственно-частного и муниципально-частного партнерства.

5. Установить на федеральном уровне обязательность процедуры предварительного обсуждения и прогнозирования последствий реализации и завершения проектов муниципально-частного партнерства с участием всех заинтересованных сторон, представляющих публичного партнера, все органы МСУ, субъект РФ и местное сообщество;

6. Предусмотреть всестороннее согласование проектов муниципально-частного партнерства на площадке специально созданного в муниципалитете совещательного органа (рабочей группы).

Советам муниципальных образований субъектов РФ, органам местного самоуправления муниципальных образований было предложено:

1. Принять участие в проведении мониторингов ОКМО по привлечению частных инвестиций в негосударственный сектор экономики муниципальных образований, а также по корректировке стратегий социально-экономического развития субъектов РФ и стратегий социально-экономического развития МО.

2. Содействовать внедрению механизмов проектного управления в практику муниципальных образований.

Конечно, не умаляется роль Общероссийского Конгресса муниципальных образований, которому необходимо организовать совместно с заинтересованными органами государственной власти Российской Федерации проведение регулярных мониторингов  привлечения частных инвестиций в негосударственный сектор экономики муниципальных образований с целью выявления проблем, требующих федерального правового регулирования.