Обзор законодательства за декабрь 2017 года

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Верховным Судом РФ разъяснены вопросы, возникающие при рассмотрении дел об административной ответственности за привлечение к трудовой деятельности госслужащего с нарушением антикоррупционного законодательства
Объективная сторона состава данного административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более 100 тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ, обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора работодателю госслужащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ, в течение 2-х лет после его увольнения с госслужбы.
Сообщается, в частности, что:
не является нарушением требований части 4 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" несообщение работодателем представителю нанимателя (работодателя) бывшего госслужащего в случае перевода последнего на другую должность или на другую работу в пределах одной организации, а также при заключении с ним трудового договора о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство);
при уклонении работодателя от оформления с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового договора или его ненадлежащем оформлении виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной частями 4 или 5 статьи 5.27 КоАП РФ;
если на момент заключения трудового (гражданско-правового) договора с бывшим госслужащим государственный (муниципальный) орган, в котором данное лицо проходило государственную (муниципальную) службу, реорганизован или упразднен, соответствующее сообщение подлежит направлению в государственный (муниципальный) орган, который осуществляет функции реорганизованного (упраздненного) органа;
граждане подлежат административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ в случае привлечения ими к трудовой деятельности на договорной основе иных физических лиц, являвшихся бывшими госслужащими (например, к таким гражданам могут быть отнесены занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном законодательством порядке частной практикой);
назначение виновному лицу административного наказания должно быть строго индивидуализировано и при наличии совокупности исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к ответственности юридического лица, судья, в производстве которого находится дело о таком административном правонарушении, вправе назначить юридическому лицу штраф в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией статьи 19.29 КоАП РФ.

Проект Федерального закона N 332053-7 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"

В Госдуму внесен законопроект о совершенствовании системы проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Законопроект направлен на дальнейшее развитие системы государственного и муниципального контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и должен прийти на смену действующему Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Законопроект определяет правовые и организационные основы системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ, осуществляемого органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, общие принципы осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и защиты прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В частности:
определяются перечни видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, требования к процедуре введения новых видов контроля (надзора);
вводится иерархия нормативных правовых актов, регулирующих проведение контроля (надзора);
предусматривается обязательность принятия положения о каждом виде контроля (надзора) и запрет на проведение проверок при отсутствии такого положения;
вводится определение обязательных требований, соблюдение которых является предметом контроля (надзора);
устанавливаются принципы организации и проведения контрольно-надзорных мероприятий;
устанавливаются единые подходы к оценке результативности и эффективности государственного и муниципального контроля (надзора);
вводится система управления рисками при проведении контрольно-надзорных мероприятий;
предусматривается отдельное регулирование для каждого мероприятия (проверка, плановое (рейдовое) обследование, мониторинг, контрольная закупка, постоянный государственный контроль (надзор);
устанавливается правовое регулирование проверочных листов;
регламентируются обязанности должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, порядок их доступа к производственным объектам для проведения проверок, ограничения, которые должны соблюдаться при их проведении;
определяются права граждан и организаций, их представителей при проведении проверок, а также порядок возмещения вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В приложениях приводятся:
перечень видов федерального государственного контроля (надзора);
перечень видов регионального государственного контроля (надзора);
перечень видов муниципального контроля;
перечень видов деятельности с уведомительным порядком начала деятельности.
В проекте большое внимание уделяется системе управления рисками и сохранению риск-ориентированного подхода при контроле за юрлицами и ИП. По общему правилу этот подход должен применяться с 1 января 2018 года, но в некоторых сферах деятельности он работает уже сейчас.
Напомним, что риск-ориентированный подход предполагает разную периодичность проведения проверок в зависимости от степени риска, к которому относят юрлицо или ИП. Так, например, не должны проводиться плановые проверки объектов с низкой степенью риска.
Проект детализирует порядок проведения мероприятий по контролю. Будет установлено, как уполномоченные органы будут проводить:
— осмотр и досмотр,
— видеонаблюдение и фотофиксацию;
— опрос;
— сбор и использование информации (отчетности);
— получение объяснений;
— инвентаризацию;
— экспертизу, в том числе отбор проб (образцов) продукции, веществ и материалов;
— истребование документов (информации);
— изъятие (выемку) документов.
Дополнительные особенности проведения отдельных действий могут быть предусмотрены федеральными законами.

Приказ Минобрнауки России от 10.11.2017 N 1096 "Об утверждении Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования"

Регламентирован порядок осуществления региональными органами власти федерального государственного надзора в сфере образования
Надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушения образовательными организациями на территории субъекта РФ и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования на соответствующей территории, требований законодательства об образовании. Он осуществляется посредством организации и проведения проверок указанных организаций и органов местного самоуправления, принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Определено, что срок проведения каждой из проверок в рамках надзора, как документарной, так и выездной, в общем случае не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней.
Срок проведения документарной и выездной проверки в отношении организации, которая осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу. При этом общий срок проверки указанной организации не может превышать 60 рабочих дней.
По результатам проверок осуществляется в том числе:
— выдача организации, органу местного самоуправления, допустившим нарушение, предписания о его устранении;
— возбуждение дела об административном правонарушении;
— запрещение приема в данную организацию полностью или частично;
— решения о привлечении организации и (или) должностных лиц этой организации к административной ответственности;
— приостановление действия лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращение в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии.
В приложении к регламенту приведена контактная информация региональных органов власти, исполняющих государственную функцию по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования по субъектам РФ.

Проект Федерального закона N 337536-7
"О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В Госдуму внесен законопроект об установлении единого порядка подготовки актов Президента РФ и Правительства РФ об определении единственного поставщика при госзакупках
В соответствии с действующей редакцией пункта 2 части 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления госзакупки у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента РФ, либо в случаях, установленных поручениями Президента РФ, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства РФ.
Законопроектом уточняется, что в таких правовых актах указываются предмет контракта, предельный срок, на который он заключается, обязанность единственного поставщика исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечения субподрядчиков, соисполнителей и требование к объему исполнения единственным поставщиком своих обязательств по контракту лично, а также может быть определена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта.
При этом порядок подготовки проектов таких правовых актов и поручений, в том числе перечень прилагаемых при подготовке указанных проектов документов, включая обоснование цены контракта, предусмотренное статьей 22 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", будет определяться правовым актом Президента РФ.

Постановление Законодательного Собрания Приморского края от 29.11.2017 N 623
"О внесении изменений в постановление Законодательного Собрания Приморского края от 29.04.2008 N 951 "О Положении о комитетах Законодательного Собрания Приморского края"

Согласно внесенным изменениям, депутаты, не являющиеся членами соответствующего комитета, субъект права законодательной инициативы, внесший проект закона Приморского края или постановления Законодательного Собрания, полномочный представитель Губернатора Приморского края в Законодательном Собрании, представители государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений вправе присутствовать с правом совещательного голоса на заседании комитета при обсуждении вопросов, относящихся к их ведению или затрагивающих их интересы.

Постановление Администрации Приморского края от 04.12.2017 N 495-па
"Об утверждении Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Приморского края"

Правилами определены цели, задачи, функции, порядок осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и контроля за осуществлением деятельности Региональных операторов, а также особенности взаимодействия Региональных операторов с участниками в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Приморского края.
Юридическому лицу присваивается статус Регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края по заключению с Региональным оператором соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Приморского края.
Обращение с твердыми коммунальными отходами обеспечивается Региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Закон Приморского края от 05.12.2017 N 213-КЗ
"О внесении изменений в Закон Приморского края "О системе капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае"

Согласно внесенным изменениям, к полномочиям Администрации Приморского края в сфере организации и проведения капитального ремонта относятся:
— установление порядка определения невозможности оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
— установление порядка представления собственникам помещений в многоквартирном доме предложений о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и других предложений, связанных с проведением такого капитального ремонта;
— установление порядка определения необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме.
В случае изменения сведений в отношении находящихся в собственности Приморского края, муниципальной собственности жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капитального ремонта, в части адреса, площади, собственника, плательщика взносов уполномоченный орган, осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Приморского края, органы местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестров муниципального имущества, направляют региональному оператору информацию об указанных изменениях, включая дату и их правовые основания, в срок до 3-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошли изменения.

Закон Приморского края от 05.12.2017 N 211-КЗ
"О внесении изменений в Закон Приморского края "О градостроительной деятельности на территории Приморского края"

Согласно внесенным изменениям, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности, за исключением случаев, установленных пунктом 15(3) статьи 4 и пунктом 19(1) части 1 статьи 5 указанного Закона, относятся:
— заключение договоров о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
— принятие решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.

Проект Федерального закона N 217713-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 07.12.2017)

В I чтении принят законопроект о предоставлении МФЦ права предоставлять госуслуги по комплексным запросам
Законопроектом предусматривается возможность обращения заявителя в МФЦ с комплексным запросом о предоставлении двух или более государственных и (или) муниципальных услуг и (или) услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг (услуг по комплексному запросу). При этом МФЦ предлагается наделить правом формировать от имени заявителя комплекты необходимых документов и осуществлять все необходимые действия в целях предоставления каждой из услуг по комплексному запросу, в том числе подписывать от имени заявителя заявления о предоставлении соответствующих услуг.
Предоставление услуг по комплексному запросу будет осуществляться после однократного обращения заявителя, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, организациями, предоставляющими услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, будет осуществляться МФЦ от имени заявителя и без его доверенности.
Перечень государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов на основании комплексного запроса, будет утверждаться актом Правительства РФ.
Перечни государственных услуг субъектов РФ, муниципальных услуг, предоставление которых посредством комплексного запроса не осуществляется, будут утверждаться соответственно нормативным правовым актом субъекта РФ или муниципальным правовым актом.
Также законопроектом устанавливаются общие требования к порядку досудебного обжалования заявителем решений, действий и бездействия МФЦ, работников МФЦ, руководителя МФЦ. Конкретные особенности подачи и рассмотрения таких жалоб также будут устанавливаться Правительством РФ.
На работников МФЦ предлагается распространить ответственность за нарушения законодательства, в том числе в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг, предусмотренную для должностных лиц.

Постановление Правительства РФ от 30.11.2017 N 1454
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 июля 2015 г. N 693"

Обновлены правила предоставления субсидий на создание инфраструктуры и на присоединение к электрическим и газовым сетям для реализации инвестпроектов на Дальнем Востоке и Байкале
Субсидии предоставляются в рамках реализации юридическими лицами проектов, отобранных в соответствии с методикой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 16.10.2014 N 1055, в размере, определенном в соответствии с указанной методикой.
Субсидия предоставляется:
— на финансовое обеспечение затрат на создание и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры, а также на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям и (или) газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям;
— на возмещение затрат, понесенных на указанные цели.
Субсидия на финансовое обеспечение затрат может предоставляться также на возмещение расходов, понесенных до заключения соглашения о предоставлении субсидии и включенных в подтвержденный расчет сметной стоимости объекта инфраструктуры с соответствующим отражением в соглашении о предоставлении субсидии.

Федеральный закон от 05.12.2017 N 389-ФЗ "О внесении изменений в статьи 25.1 и 56 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Сходы граждан по вопросам введения и использования средств самообложения граждан можно проводить только на части территории муниципального образования
В Федеральный закон от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения, устанавливающие, что сход граждан по вопросу введения и использования средств самообложения граждан на территории населенного пункта может осуществляться в населенном пункте, входящем в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, городского округа либо расположенном на межселенной территории в границах муниципального района.

Федеральный закон от 05.12.2017 N 380-ФЗ
"О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации"

Уточнены основания для обращения в суд главы муниципального образования в случае досрочного прекращения его полномочий
В Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения, направленные на обеспечение гарантий судебной защиты прав главы муниципального образования не только в случае досрочного прекращения его полномочий на основании решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, но и на основании правового акта высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).
Если глава муниципального образования обжалует данный правовой акт в судебном порядке, досрочные выборы главы муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, не могут быть назначены до вступления решения суда в законную силу.
Соответствующие изменения внесены также в Кодекс административного судопроизводства РФ в части установления сокращенных сроков обращения с административным исковым заявлением в суд об оспаривании акта высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) об отрешении от должности главы муниципального образования, рассмотрения судом данного административного дела, подачи и рассмотрения апелляционной жалобы.

Федеральный закон от 05.12.2017 N 384-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 7 и 29 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"

С 1 января 2018 года получить госуслуги можно будет в любом подразделении соответствующего органа власти или МФЦ в пределах России, независимо от его места жительства или пребывания заявителя
Переход на предоставление госуслуг в указанном порядке осуществляется в соответствии с планом-графиком, утверждаемым Правительством РФ.

Федеральный закон от 05.12.2017 N 392-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы"

На высших должностных лиц субъектов РФ возложена обязанность представлять парламенту субъекта РФ публичный отчет о результатах независимой оценки качества условий оказания социально значимых услуг
Указанный отчет подлежит также размещению в сети "Интернет".
Федеральный закон, кроме того, наделяет Общественную палату РФ и общественные палаты субъектов РФ правом формировать общественные советы по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы. В отдельных случаях Федеральным законом дается право общественным палатам (советам) муниципальных образований по обращению органов местного самоуправления формировать общественные советы по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг муниципальными организациями культуры, медицинскими и образовательными организациями.
Федеральным законом устанавливаются правовые основы формирования и деятельности общественных советов по проведению независимой оценки качества: предусматриваются сроки деятельности советов; меры, направленные на предотвращение конфликта интересов; численный состав советов; порядок информирования о деятельности общественных советов; периодичность проведения независимой оценки организации общественным советом.
Предусматривается осуществление взаимодействия между федеральными и региональными органами исполнительной власти по вопросам организации и проведению независимой оценки качества, а также осуществления мониторинга ее проведения и ежеквартального рассмотрения ее итогов. Федеральный закон включает результаты независимой оценки качества в системе оценки эффективности деятельности руководителей соответствующих федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также организаций социальной сферы. Информация о результатах подлежит обязательному рассмотрению в течение одного месяца с даты ее поступления и будет учитываться при выработке мер по совершенствованию деятельности организаций. Федеральным законом вводится новый критерий оценки условий оказания услуг доступность услуг для инвалидов. Введение данного критерия имеет очень важное социальное значение и будет способствовать формированию доступной среды для инвалидов. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом будет проводиться независимая оценка качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, которая будет являться одной из форм общественного контроля с целью предоставления получателям услуг информации о качестве условий оказания услуг и повышения качества деятельности этих учреждений.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Постановление Правительства РФ от 21.12.2017 N 1604
"О предоставлении субъектами деятельности в сфере промышленности, органами государственной власти и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему промышленности и размещении информации государственной информационной системы промышленности в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Определен состав и порядок подачи субъектами деятельности в сфере промышленности и органами власти информации для включения в государственную информационную систему промышленности
В частности, предусмотрено предоставление следующей информации:
— о состоянии промышленности и прогнозе ее развития;
— о субъектах деятельности в сфере промышленности;
— о прогнозах выпуска основных видов промышленной продукции и об их фактическом выпуске, о характеристиках промышленной продукции с учетом отраслевой принадлежности, а также об объеме импорта промышленной продукции в РФ;
— об использовании ресурсосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии в процессе промышленной деятельности;
— о государственных муниципальных программах, разрабатываемых в целях формирования и реализации промышленной политики, и мерах стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренных соответствующими государственными и муниципальными программами;
— о достижении показателей эффективности применения мер стимулирования, осуществляемых за счет средств федерального бюджета;
— о кадровом потенциале субъектов деятельности в сфере промышленности и об их потребностях в кадрах;
— информация об информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям и о методических рекомендациях по их применению.
Определен также перечень информации данной системы, подлежащей обязательному размещению в "Интернете".

<Письмо> ФАС России от 22.11.2017 N ВК/81314/17
"Разъяснения по применению антимонопольного законодательства при заключении концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, в соответствии с положениями Федерального закона от 03.07.2016 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях"

ФАС России даны разъяснения по вступившим в силу с 1 января 2017 года поправкам в Федеральный закон "О концессионных соглашениях"
Сообщается, в частности, следующее:
в рамках одного концессионного соглашения допускается передача нескольких объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего, холодного водоснабжения или водоотведения, отдельных объектов таких систем, являющихся самостоятельными объектами отдельных концессионных соглашений, при условии соблюдения требований, установленных статьей 17 Федерального закона "О защите конкуренции" (при этом антимонопольный орган принимает решение о необходимости применения мер антимонопольного реагирования исходя из условий и обстоятельств конкретного случая);
объекты ЖКХ являются объектами концессионного соглашения и не могут передаваться в составе иного имущества (исключением является часть 5 статьи 39 Федерального закона "О концессионных соглашениях", введенная в действие Федеральным законом N 275-ФЗ);
лоты на совместный конкурс на право заключения концессионного соглашения формируются из конкретных объектов недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
при определении размера концессионной платы могут быть учтены не исполненные на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения долговые денежные обязательства государственных или муниципальных унитарных предприятий, учреждений, имущество которых передается в рамках концессионного соглашения.

Письмо ФАС России от 04.10.2017 N ИА/68439/17
"О передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной (муниципальной) собственности"

Передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в хозяйственное ведение или оперативное управление сами по себе не свидетельствуют о нарушении антимонопольного законодательства
Указано, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства РФ и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ с учетом предусмотренных законодательством особенностей или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства РФ о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) и законодательством РФ о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Кроме того, Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ст. 17.1) предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона.
Вместе с тем, в Определении Верховного Суда РФ от 31.07.2017 N 303-КГ17-4054 по делу N А24-1728/2016 указано, что действующее законодательство не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление государственного или муниципального имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, ввиду того, что, как следует из статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, содержащиеся в ней требования регулируют обязательственные отношения, связанные с передачей прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и касаются только тех ситуаций, когда такое имущество передается на основании договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров.

Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 N 1464
"О привлечении сил и средств федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров"

Обновлены правила привлечения сил и средств федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров
Установлено, что привлечение сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах осуществляется на основании соглашений, заключаемых с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:
— региональными органами исполнительной власти — в пределах полномочий, установленных законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— Минприроды России — в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
— федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, — в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности;
— Рослесхозом — в пределах полномочий, установленных частью 2 статьи 83 Лесного кодекса РФ, и (или) в случае, когда полномочия, переданные РФ региональным органам власти в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, изъяты у них в установленном порядке;
— органами местного самоуправления — в пределах полномочий, установленных законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соглашении определяются:
— условия, при которых осуществляется привлечение сил и средств;
— состав и объем привлекаемых сил и средств;
— технические средства, средства связи, снаряжение, средства индивидуальной защиты, необходимые для тушения лесных пожаров;
— условия возвращения сил и средств.
Финансовое обеспечение мероприятий по привлечению сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных указанным органам, а также внебюджетных источников.
Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 05.05.2011 N 344 "Об утверждении Правил привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров".

Постановление Администрации Приморского края от 27.11.2017 N 481-па
"О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 16 июля 2008 года N 157-па "О Порядке представления документов и материалов, необходимых для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации внесенного в представительный орган муниципального образования Приморского края проекта местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период)"

Согласно внесенным изменениям, департамент финансов Приморского края в течение 25 рабочих дней после дня поступления документов и материалов рассматривает их и готовит заключение о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации внесенного в представительный орган муниципального образования проекта местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) по форме согласно приложению к указанному Порядку и направляет его на утверждение вице-губернатору Приморского края, курирующему вопросы финансов, экономики и развития предпринимательства, тарифообразования, проектного управления.

Постановление Администрации Приморского края от 24.11.2017 N 476-па
"О распределении иных межбюджетных трансфертов на гранты городским округам и муниципальным районам Приморского края в целях поощрения за достигнутые результаты в работе по повышению качества управления бюджетным процессом органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Приморского края в 2017 году"

Порядком распределения иных межбюджетных трансфертов на гранты городским округам и муниципальным районам Приморского края в целях поощрения за достигнутые результаты в работе по повышению качества управления бюджетным процессом органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Приморского края в 2017 году установлены правила предоставления бюджетам городских округов и муниципальных районов Приморского края иных межбюджетных трансфертов на гранты в целях поощрения за достигнутые результаты в работе по повышению качества управления бюджетным процессом органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Приморского края осуществляется за счет средств краевого бюджета.

Проект Федерального закона N 340620-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части совершенствования регулирования защиты прав работников, бывших работников должника в ходе дела о банкротстве"

В Госдуму внесен законопроект об обеспечении в ходе процедур банкротства выплаты бывшим работникам должника выходных пособий и оплаты труда
Законопроектом, в частности:
предлагается предоставить право субъектам РФ и муниципальным образованиям погашать требования кредиторов второй очереди (к которым в настоящее время относятся требования работников, бывших работников о выплате выходных пособий или об оплате труда, образовавшиеся до возбуждения производства по делу о банкротстве) в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (в случае удовлетворения субъектом РФ или муниципальным образованием требований кредиторов второй очереди размер и очередность их требований предлагается учитывать в реестре требований кредиторов в размере и очередности, аналогичных удовлетворенным ими требованиям);
предусматривается направление по каждому виду требований отдельного заявления о намерении их удовлетворения;
определяется возможность уступки права требований Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований по денежным обязательствам путем заключения договора уступки права требования в порядке, определяемом соответственно Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления;
устанавливается порядок, в котором учредители (участники) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия или третье лицо в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, вправе удовлетворить требования к должнику, включенные в реестр требований кредиторов.

Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2018 году (за отчетный 2017 год)

Минтрудом России подготовлены рекомендации о порядке заполнения госслужащими справки о доходах и расходах в 2018 году
Даны разъяснения, в частности, по следующим вопросам:
определение круга лиц (членов семьи), в отношении которых необходимо представить сведения, лица, обязанные представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
сроки представления сведений;
отчетный период и отчетная дата представления сведений;
рекомендуемые действия при невозможности представить сведения в отношении члена семьи;
порядок заполнения справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

"Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год"
(утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22.12.2017, протокол N 11)

Утверждены рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год
Рекомендации направлены на обеспечение единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы. Единые рекомендации учитываются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений. Проекты актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам подлежат обязательному рассмотрению органами, принимающими указанные акты.
Единые рекомендации также учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах РФ и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2018 году.
Рекомендации содержат:
принципы формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда;
перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
правила формирования системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, работников федеральных государственных учреждений, руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров, работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений;
правила формирования фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях;
особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования, здравоохранения, работников учреждений культуры, искусства и кинематографии, физической культуры и спорта.

Постановление Администрации Приморского края от 18.12.2017 N 526-па
"О нормативах формирования расходов на содержание органов местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов Приморского края, на 2018 год"

Документом утверждены:
— методика расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов Приморского края, на 2018 год, она определяет порядок расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов Приморского края, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов собственных доходов местного бюджета, а также не имеющих годовой отчетности об исполнении местного бюджета за один год и более из трех последних отчетных финансовых лет, на 2018 год, ограничивающих максимальный объем расходов поселений на указанные цели. Нормативы устанавливаются в абсолютных суммах в целых тысячах рублей;
— нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов Приморского края, на 2018 год.

Постановление Администрации Приморского края от 18.12.2017 N 525-па
"О нормативах формирования расходов на содержание органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Приморского края на 2018 год"

Документом утверждены:
— методика расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Приморского края на 2018 год, она определяет порядок расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Приморского края на 2018 год, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов собственных доходов местного бюджета, устанавливающих максимальную долю расходов городского округа и муниципального района на указанные цели в общем объеме доходов местного бюджета. Нормативы устанавливаются в процентах.
— нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Приморского края на 2018 год.