Обзор законодательства за март 2018 года

Федеральный закон от 07.03.2018 N 56-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости»
В Единой государственной информационной системе социального обеспечения будет размещаться актуальная информация об оказании государственной социальной помощи
В целях обеспечения функционирования ЕГИССО вносятся дополнения в ряд отраслевых законов, касающиеся размещения и получения информации обо всех предоставляемых гражданам мерах социальной поддержки.
Помимо этого законом устанавливается возможность обработки сведений, содержащихся о сотрудниках силовых ведомств, уполномоченными органами.

Федеральный закон от 07.03.2018 N 51-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.8 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Законами субъектов РФ могут устанавливаться дифференцированные налоговые ставки по ЕСХН
Субъектам РФ предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 0 до 6 процентов для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в зависимости:
от видов производимой сельскохозяйственной продукции, а также работ и услуг, указанных в статье 346.2 НК РФ;
от размера доходов от реализации произведенной сельхозпродукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от выполнения работ и оказания услуг, указанных в статье 346.2 НК РФ;
от места ведения предпринимательской деятельности;
от средней численности работников.

Федеральный закон от 07.03.2018 N 42-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
За непредставление должностными лицами в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах предусмотрен административный штраф
Так, непредставление сведений о пожарной опасности в лесах, несвоевременное представление таких сведений, представление их не в полном объеме либо представление недостоверных сведений повлечет наложение штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
За непредставление сведений о лесных пожарах (несвоевременное представление таких сведений, представление их не в полном объеме либо представление недостоверных сведений) предусмотрен штраф в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Рассмотрение данной категории дел закреплено за органами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).

Приказ Управления делами Президента РФ от 16.03.2018 N 110 «Об утверждении Порядка предоставления из федерального бюджета субсидии Фонду-оператору президентских грантов по развитию гражданского общества»
Зарегистрировано в Минюсте России 26.03.2018 N 50502.

Определены правила предоставления федеральных субсидий Фонду-оператору президентских грантов по развитию гражданского общества
Субсидия предоставляется Фонду на проведение конкурсов и предоставление по их результатам грантов Президента РФ некоммерческим неправительственным организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества, реализующим социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, осуществляющим деятельность по следующим направлениям:
— социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
— охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни;
— поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
— поддержка молодежных проектов;
— поддержка проектов в области науки, образования, просвещения;
— поддержка проектов в области культуры и искусства;
— выявление и поддержка молодых талантов в области культуры и искусства;
— сохранение исторической памяти;
— защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе защита прав заключенных;
— охрана окружающей среды и защита животных;
— укрепление межнационального и межрелигиозного согласия;
— развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников;
— развитие институтов гражданского общества.

Постановление Правительства РФ от 07.03.2018 N 237 «Об утверждении Правил предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований — победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды»
Определен порядок проведения Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды среди муниципальных образований
Такие проекты должны содержать комплекс мероприятий по благоустройству одной или нескольких взаимосвязанных территорий общего пользования (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков), направленных на улучшение архитектурного облика поселений, повышение уровня санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия жителей в малых городах и исторических поселениях, благоустройство которых предусмотрено государственной программой субъекта РФ или муниципальной программой формирования комфортной городской среды, утвержденной в соответствии с требованиями, установленными Постановлениями Правительства РФ от 10.02.2017 N 169 и от 30.12.2017 N 1710, в том числе мероприятий по созданию и восстановлению дорожных покрытий, озеленению, созданию и размещению малых архитектурных форм, восстановлению или улучшению фасадов, созданию инфраструктуры, обслуживающей общественное пространство.
В конкурсе вправе участвовать населенные пункты, имеющие статус города, с численностью населения до 100 тыс. человек включительно, а также населенные пункты, которые полностью или частично включены в перечень исторических поселений федерального или регионального значения (кроме городов федерального значения и исторических поселений, являющихся административными центрами субъекта РФ).
При подготовке документов, включая проектную и иную документацию, органом местного самоуправления проводится общественное обсуждение. Отбор проектов осуществляется федеральной комиссией, председателем которой является Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
Установлен порядок подачи конкурсных заявок, критерии их оценки и порядок определения победителей конкурса, а также порядок распределения соответствующих дотаций.

<Письмо> ФНС России от 20.03.2018 N БС-4-21/5157@ «О рекомендациях по отдельным вопросам налогообложения земельных участков и администрирования земельного налога»
ФНС России разъяснены отдельные вопросы взимания земельного налога
В ряде ситуаций сведения о правах на земельные участки не содержатся у органов Росреестра и могут подтверждаться документами о праве, полученными из органов местного самоуправления.
Сообщается, что органы местного самоуправления могут подавать от имени граждан (в качестве уполномоченных лиц) заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и иные документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства).
В дальнейшем сведения о зарегистрированных в ЕГРН правах на ранее учтенные участки передаются в налоговые органы в соответствии с общим порядком.
Также разъяснено, что налоговые органы вправе применять повышенную налоговую ставку в отношении земельного участка из состава земель сельхозназначения, не используемого для сельхозпроизводства, при отсутствии устранения выявленного нарушения земельного законодательства, даже в случае смены собственника земельного участка.
В отношении земельных участков, приобретенных на условиях осуществления на них жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства и с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего этот срок.
Отмечено, что в настоящее время прорабатывается вопрос о внесении изменений в налоговую декларацию по земельному налогу, предусматривающих возможность применять два разных коэффициента в течение одного налогового периода.

Постановление Администрации Приморского края от 22.02.2018 N 81-па «О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 12 июля 2017 года N 284-па «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»
Согласно внесенным изменениям, для получения субсидии уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования в срок до 31 января текущего финансового года (в 2017 году в срок до 31 августа) представляет в департамент следующие документы:
— документ, подтверждающий снижение (отсутствие) на момент фактического перечисления субсидии просроченной кредиторской задолженности муниципального образования по оплате труда и начислениям на оплату труда работников муниципальных учреждений, а также кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг муниципальными учреждениями, сложившейся на последнюю отчетную дату, по отношению к данным на начало текущего финансового года;
— письменное обязательство муниципального образования по заключению органами местного самоуправления муниципальных образований муниципальных контрактов на осуществление закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, на софинансирование которых предоставляются субсидии на условиях, не предусматривающих авансовые платежи;
— письменное обязательство муниципального образования по соблюдению условий, установленных подпунктом «г» пункта 3 указанного Порядка.

Проект Федерального закона N 410960-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
Президент РФ предлагает расширить уголовную ответственность за нарушения в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Для достижения поставленных целей законопроектом в числе прочего предполагается дополнить Уголовный кодекс РФ статьями 200.4 и 200.5.
В первом случае устанавливается ответственность за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершаемые из корыстной или иной личной заинтересованности лицами, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если деяние причинило крупный ущерб.
Статьей 200.5 предусматривается ответственность за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющего приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, иного уполномоченного лица, представляющего интересы заказчика, в целях противоправного влияния на принимаемые ими решения в интересах дающего или иных лиц в связи с закупкой. Определено, что крупным размером подкупа в настоящей статье признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером подкупа — превышающие один миллион рублей.
Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных новыми статьями 200.4 и 200.5 УК РФ, предлагается отнести к подследственности следователей Следственного комитета РФ.

<Письмо> Минстроя России от 27.02.2018 N 7026-АС/08
<Об определении видов ремонта>

Минстроем России изложено мнение по поводу определения видов текущего и капитального ремонта зданий и сооружений
Сообщается, что в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Определять виды ремонта (текущий или капитальный) и различия между ними обязаны технические службы учреждения путем разработки в рамках системы планово-предупредительных ремонтов соответствующих нормативных документов.
Как правило, к текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий, а к капитальному ремонту — восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными.

Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска»
МЧС России предлагает привести порядок независимой оценки пожарного риска в соответствие с федеральным законодательством
Федеральным законом от 28.05.2017 N 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в законодательство РФ в области пожарной безопасности были введены такие понятия, как «независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности)» и «эксперт в области оценки пожарного риска».  
Настоящим проектом Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (далее —   Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.04.2009 N 304, приводятся в соответствие с положениями указанного Федерального закона N 100-ФЗ.
В частности, определяется, что независимая оценка пожарного риска наряду с оценкой соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности включает проверку соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима на объекте защиты, проводимую не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска.
Одновременно предусматривается, что работы по независимой оценке пожарного риска проводятся экспертом в области оценки пожарного риска.
Также вводится понятие экспертной организации, осуществляющей деятельность в области независимой оценки пожарного риска.
Аналогичные изменения вносятся в положения Правил, устанавливающие процедуру и оформление результатов независимой оценки пожарного риска.

Приказ Минобрнауки России от 07.12.2017 N 1197 «Об утверждении Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью»
Минобрнауки России утвержден административный регламент лицензионного контроля за образовательной деятельностью
Предметом такого контроля является соблюдение лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности. При проведении контрольных мероприятий должностные лица уполномоченного органа имеют право, в том числе:
— знакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, осматривать территорию, а также используемые организацией при осуществлении образовательной деятельности здания, строения, сооружения, помещения, оборудование;
— проводить наблюдение за ходом образовательного процесса;
— проводить беседы с обучающимися организации, их родителями (законными представителями), работниками организации по вопросам, подлежащим проверке, получать объяснения работников организации, в том числе письменные;
— проводить выездную проверку при установлении признаков нарушений лицензионных требований, выявленных при рассмотрении представленных организацией документов в ходе документарной проверки.
Срок проведения проверок, как документарной, так и выездной, в общем случае, не может превышать 20 рабочих дней.
По результатам контроля осуществляется, в том числе:
— выдача организации предписания с указанием сроков устранения выявленных нарушений;
— возбуждение дела об административном правонарушении;
— приостановление действия лицензии;
— прекращение действия лицензии в случае наличия решения суда.

<Письмо> Росреестра от 19.02.2018 N 4118-ВА/Д23и «О внесении сведений о границах объектов землеустройства»
Разъяснены особенности включения в ЕГРН сведений о границах территорий населенных пунктов, территориальных зон
Согласно Федеральному закону от 31.12.2017 N 507-ФЗ с 11 января 2018 года территории населенных пунктов, территориальные зоны, а также части таких территорий исключены из объектов землеустройства.
По мнению Минэкономразвития России, сведения о местоположении границ населенных пунктов, территориальных зон могут вноситься в ЕГРН на основании карт (планов) объектов землеустройства, составленных в результате выполнения землеустроительных работ в рамках государственных контрактов, заключенных до 11 января 2018 года, по описанию местоположения указанных границ, без составления землеустроительного дела и включения землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства (ГФД), а также без проведения государственной экспертизы землеустроительной документации. В случае поступления в территориальный орган землеустроительного дела, подготовленного в рамках указанных контрактов, такая документация подлежит включению в ГФД без проведения государственной экспертизы.
Для внесения сведений в ЕГРН о границах населенных пунктов, территориальных зон, полученных в результате проведения работ по описанию таких границ в рамках указанных контрактов, до момента утверждения новой редакции XML-схемы, соответствующей требованиям Федерального закона N 507-ФЗ, Минэкономразвития России рекомендует в качестве документа, содержащего описание местоположения указанных границ, использовать карту (план) объекта землеустройства, форма и требования к составлению которой утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.07.2009 N 621 и в отношении которой Приказом Росреестра от 01.08.2014 N П/369 «О реализации информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости в электронном виде» утверждена соответствующая ХМL-схема.

<Письмо> Казначейства России от 01.03.2018 N 07-04-05/14-3335 «О проверке контрактов унитарных предприятий»
Казначейством России разъяснены некоторые вопросы, касающиеся проверки документов и информации, включаемой в реестр контрактов, заключенных заказчиками — унитарными предприятиями
Проверка контрактов унитарных предприятий осуществляется:
в отношении унитарных предприятий федерального уровня — органами Федерального казначейства,
в отношении унитарных предприятий регионального уровня — финансовыми органами субъектов Российской Федерации,
в отношении унитарных предприятий муниципального уровня — финансовыми органами муниципальных образований.
Для целей осуществления проверки их контрактов, включаемых в Реестр контрактов, органам контроля необходимо осуществить прикрепление соответствующего унитарного предприятия в Перечень субъектов контроля в Личном кабинете соответствующего органа контроля.
Детальная инструкция приведена в Руководстве пользователя, размещенном в разделе «Документы» на официальном сайте ЕИС в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу:http://zakupki.gov.ru.