Обзор законодательства за июль 2018 года
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2018 N 33-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой муниципального образования — городского округа "Город Чита"
Завершение финансового года не является основанием для прекращения принятых на себя субъектом РФ расходных обязательств и не может служить поводом для отказа в обеспечении их принудительного исполнения в рамках существующих судебных процедур
Конституционный Суд РФ признал пункт 3 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ не противоречащим Конституции РФ, поскольку содержащиеся в нем положения не предполагают отказ во взыскании в судебном порядке с субъекта РФ причитающихся муниципальному образованию в соответствии с законом о бюджете субъекта РФ на конец финансового года, но не перечисленных ему средств субсидии на осуществление функций административного центра (столицы) субъекта РФ.
Конституционный Суд РФ, в частности, отметил следующее.
По своему месту в системе Бюджетного кодекса РФ как кодификационного акта, определяющего согласно его преамбуле, в частности, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, а также порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, положения пункта 3 его статьи 242 "Завершение текущего финансового года" предназначены для урегулирования вопросов исполнения бюджета посредством установления предельного срока (даты) завершения операций, связанных с исполнением бюджета по расходам, а не вопросов, связанных с определением порядка и условий судебной защиты имущественных интересов публично-правовых образований, нарушенных в рамках межбюджетных отношений при исполнении бюджета.
Между тем в судебной практике эти законоположения зачастую рассматриваются как исключающие возможность взыскания с субъекта РФ причитающихся муниципальному образованию в соответствии с законом о бюджете субъекта РФ на конец финансового года, но фактически не перечисленных ему в рамках межбюджетных отношений денежных средств на осуществление функций административного центра (столицы) данного субъекта РФ, даже несмотря на то что муниципальное образование, имеющее все основания ожидать получения соответствующих денежных средств, понесло подтвержденные в судебном порядке расходы по обязательствам перед третьими лицами в связи с реализацией указанных публичных функций.
Законодатель субъекта РФ, снижая объем выделенных муниципальному образованию бюджетных средств, должен иметь для этого финансово-экономическое обоснование и, исходя из недопустимости произвольного отказа от принятых на себя обязательств, предпринимать все усилия к тому, чтобы при соблюдении баланса конституционно значимых ценностей, региональных и местных интересов минимизировать возможные негативные последствия своего решения для осуществления прав местного самоуправления. В свою очередь, муниципальное образование, на которое возложены функции административного центра (столицы) субъекта РФ, во всяком случае не может быть лишено возможности получения причитающихся ему в связи с осуществлением этих функций денежных средств в объеме, который определен законом субъекта РФ на конец финансового года. При этом фактическое неисполнение субъектом РФ обязанности предоставить эти денежные средства в указанном объеме не исключает применение мер публично-правового реагирования в связи с нарушением финансово-правовой дисциплины.
Таким образом, завершение финансового года и прекращение действия бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования текущего финансового года само по себе не является основанием для прекращения принятых на себя субъектом РФ расходных обязательств и не может служить поводом для отказа в обеспечении их принудительного исполнения в рамках существующих судебных процедур. Иное означало бы по существу невозможность удовлетворения имущественных требований муниципального образования к субъекту РФ на том лишь формальном основании, что они предъявлены за пределами финансового года, в течение которого соответствующие бюджетные обязательства подлежали исполнению, и тем самым создавало бы предпосылки для произвольного, путем затягивания перечисления бюджетных средств, уклонения субъекта РФ от своих функций и обессмысливало бы судебную защиту по такого рода вопросам.
Федеральный закон от 03.07.2018 N 184-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Общественная палата РФ, общественные палаты субъектов РФ получили право назначения наблюдателей в избирательные комиссии при проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления
Установлено, в частности, что при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления наблюдателя могут назначить субъекты общественного контроля — Общественная палата РФ, общественные палаты субъектов РФ. Такое право может быть предусмотрено законом. При этом общественные палаты субъектов РФ назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта РФ.
Предусмотрено, что в период проведения избирательной кампании, кампании референдума средства федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, выделенные избирательным комиссиям, комиссиям референдума на подготовку и проведение выборов, референдума соответствующего уровня и находящиеся на конец текущего финансового года на счетах, открытых в учреждениях Банка России или филиалах ПАО "Сбербанк России", не подлежат перечислению в текущем финансовом году избирательными комиссиями, комиссиями референдума на единый счет бюджета и подлежат использованию ими на те же цели до завершения соответствующей избирательной кампании, кампании референдума.
Кроме того, уточнено, что сведения о государственной регистрации смерти и сведения о внесении исправлений или изменений в записи актов о смерти глава местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта РФ — города федерального значения, руководитель территориального органа исполнительной власти города федерального значения получает из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
Федеральный закон от 03.07.2018 N 191-ФЗ
"О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
Собственникам помещения в многоквартирном доме разрешено обращаться в органы власти с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, без необходимости быть уполномоченными на то общим собранием
Соответствующие изменения внесены в закон о введении в действие Жилищного кодекса РФ. Действовавшие ранее положения были признаны не соответствующими Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П) в той мере, в какой они препятствовали собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Новыми поправками предусматривается возможность обращаться с соответствующим заявлением о формировании земельного участка, на котором находятся многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, как любому лицу, уполномоченному собранием собственников помещений в многоквартирном доме, так и собственнику жилого или нежилого помещения в многоквартирных домах в индивидуальном порядке.
Федеральный закон от 03.07.2018 N 189-ФЗ "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Одна из организационно-правовых форм межмуниципальных хозяйственных обществ приведена в соответствие с действующей классификацией акционерных обществ, установленной в ГК РФ
Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" упразднены такие типы акционерных обществ, как открытое и закрытое, а также установлена новая классификация акционерных обществ в виде публичных и непубличных акционерных обществ.
Согласно части 2 статьи 68 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" межмуниципальные хозяйственные общества осуществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом РФ, иными федеральными законами.
В этой связи настоящим Федеральным законом одна из организационно-правовых форм межмуниципальных хозяйственных обществ, которые в соответствии с частью 1 статьи 68 Федерального закона N 131-ФЗ могут учреждаться представительными органами муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения, изменена с закрытого акционерного общества на непубличное акционерное общество.
Федеральный закон от 03.07.2018 N 181-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О свободном порте Владивосток"
Уточнен порядок нормативного правового регулирования организации местного самоуправления на территории свободного порта Владивосток
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнен новой статьей, согласно которой особенности осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления на территории свободного порта Владивосток устанавливаются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток".
Необходимость внесенных изменений обусловлена тем, что Федеральным законом "О свободном порте Владивосток" предусмотрено иное разграничение полномочий между органами местного самоуправления муниципального района и входящих в его состав городских поселений в области градостроительной деятельности, чем это установлено Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Такое разграничение объясняется целями создания благоприятной среды для привлечения инвестиций в объекты капитального строительства на территории свободного порта Владивосток и обеспечения стабильности осуществления публичными институтами полномочий.
Кроме того, установлено, что к территории свободного порта Владивосток относится также и территория Советско-Гаванского муниципального района.
Федеральный закон от 19.07.2018 N 221-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Вводится декларирование потребления энергетических ресурсов
Одновременно с этим отменяется проведение обязательных энергетических обследований и устанавливается их добровольность.
В декларациях, представляемых ежегодно в Минэнерго России органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, должны содержаться сведения о потреблении энергетических ресурсов.
Федеральным законом также:
регламентируется процедура обработки, систематизации, анализа и использования информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования и декларациях о потреблении энергетических ресурсов;
уточняются обязанности государственных (муниципальных) учреждений по обеспечению энергосбережения и повышению энергетической эффективности и закрепляется, что требования по объемам потребляемых ресурсов должны устанавливаться Правительством РФ;
устанавливается обязанность СРО в области энергетического обследования хранить копию энергетического паспорта с отметкой о соответствии результатов энергетического обследования требованиям к его проведению и результатам, стандартам и правилам такой СРО и отчеты о проведении энергетического обследования в течение 5 лет со дня проставления указанной отметки и предоставлять их в Минэнерго России.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 19.07.2018 N 204-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части установления дополнительных гарантий граждан при получении государственных и муниципальных услуг"
Установлен запрет на повторный отказ в предоставлении государственной услуги по основаниям, не указанным в первоначальном отказе
Федеральным законом запрещается истребовать у заявителя документы и информацию, на отсутствие или недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной и муниципальной услуги, за исключением следующих случаев, перечисленных в федеральном законе.
Заявителю предоставляется возможность обратиться с жалобой на решения и действия (бездействие) органа, предоставляющего государственную и муниципальную услугу; должностного лица органа, предоставляющего государственную и муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего многофункционального центра; работника многофункционального центра, в том числе в случае истребования у заявителя при предоставлении государственной и муниципальной услуги документов или информации, отсутствие или недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной и муниципальной услуги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим федеральным законом. В случае признания жалобы, подлежащей удовлетворению, в ответе заявителю дается информация о действиях, осуществляемых органом, предоставляющим государственную и муниципальную услугу, многофункциональным центром в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной и (или) муниципальной услуги. В случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе заявителю даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.
Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 19.07.2018 N 220-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Скорректированы требования к порядку разработки, утверждения и актуализации схем теплоснабжения поселений и городских округов
Федеральным законом, в частности:
устанавливается полномочие федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, по выдаче обязательных для исполнения органами исполнительной власти городов федерального значения и органами местного самоуправления предписаний об устранении нарушений требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки, утверждения и актуализации;
устанавливаются полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по направлению для утверждения проекта схемы теплоснабжения или проекта актуализированной схемы теплоснабжения городов федерального значения и поселений, городских округов с численностью населения 500 тысяч человек и более;
уточняется понятие "схема теплоснабжения", которое дополняется указанием на необходимость утверждения данного документа правовым актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления;
в КоАП РФ вводится новый состав административного правонарушения "Нарушение законодательства о теплоснабжении", в котором предусматривается административная ответственность за ненаправление проекта схемы теплоснабжения для утверждения; нарушение требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения; нарушение порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее 500 тысяч человек; невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.
Проект Федерального закона N 503785-7
"О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования отношений по градостроительному зонированию и планировке территории, а также отношений по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд)"
В Госдуму внесен законопроект о комплексном развитии территорий
Разработанным Минстроем России законопроектом, в числе прочего:
вводится определение понятия "комплексное развитие территории" — это обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности гармоничного сочетания различных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения, а также необходимых для их функционирования объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур в целях создания комфортных условий для проживания граждан, формирования благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, обеспечения социального, экономического и экологически сбалансированного развития территории;
уточняется возможность осуществления комплексного и устойчивого развития территорий, границы которых устанавливаются в правилах землепользования и застройки муниципальных образований, путем реализации одного или нескольких договоров о развитии застроенной территории, договоров о комплексном освоении территории, договоров об освоении территории в целях строительства стандартного жилья, договоров о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков, расположенных на них объектов недвижимого имущества, или по инициативе органа местного самоуправления;
уточняется порядок установления и изменения границ населенных пунктов в составе документов территориального планирования муниципальных образований, в том числе предусматривается, что карта границ населенного пункта действует в части, не противоречащей сведениям о таких границах, содержащихся в ЕГРН;
предусматривается, что порядок внесения изменений в документацию по планировке территории устанавливается Правительством РФ;
устанавливается, что обязательным приложением к решению о развитии застроенной территории, о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, решению о развитии застроенной территории будут являться сведения о границах такой территории, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН;
предусматривается, что применительно к земельным участкам, находящимся в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, комплексном развитии, выдача градостроительных планов допускается только при наличии документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о развитии застроенной территории, комплексном развитии территории;
устанавливается перечень оснований для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка (например, если отсутствуют сведения о местоположении границ земельного участка в ЕГРН).
<Письмо> Минтруда России от 29.03.2018 N 18-0/10/П-2061
"Об Обзоре практики правоприменения в сфере конфликта интересов N 1"
Минтрудом России обобщены результаты мониторинга применения мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов
Обзор подготовлен по результатам проведения мониторинга мер по урегулированию и предотвращению конфликта интересов в федеральных государственных органах; государственных органах субъектов РФ; органах местного самоуправления; Банке России; государственных внебюджетных фондах; иных организациях, созданных РФ на основании федеральных законов; организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в том числе по результатам анализа деятельности соответствующих комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
В Обзоре приводится, в частности, информация о:
— наиболее распространенных причинах возникновения конфликта интересов;
— конфликтах интересов, связанных с подчиненностью или подконтрольностью лиц, находящихся в отношениях родства или свойства;
— конфликтах интересов, связанных с обращением должностного лица или его родственников (свойственников) в государственный (муниципальный) орган (организацию), в котором должностное лицо осуществляет служебную (трудовую) деятельность;
— конфликтах интересов, связанных с выполнением контрольных (надзорных) функций;
— конфликтах интересов, связанных с выполнением иной оплачиваемой работы;
— конфликтах интересов, связанных с владением должностным лицом приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций).
В Обзоре также приведены примеры ошибочной квалификации ситуаций в качестве конфликта интересов.
Информация Минприроды России от 02.07.2018 "Ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО будет понижена в 7 раз"
Минприроды России информирует о решении Правительства РФ снизить ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные)
Сообщается, что Постановлением Правительства РФ предусматривается семикратное уменьшение ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности с 663,2 руб. до 95 руб. в 2018 году и с последующим плавным повышением на 15% в течение 7 лет (до 791,3 руб. в 2025 г.).
Данная мера вводится в целях снижения нагрузки по оплате потребителями услуг по обращению с ТКО в рамках единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с отходами.
Закон Приморского края от 09.07.2018 N 313-КЗ
"О порядке определения границ прилегающих территорий и вопросах, регулируемых правилами благоустройства территорий муниципальных образований Приморского края"
Законом установлен порядок определения органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края границ прилегающих территорий — территорий общего пользования, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, земельным участкам (за исключением многоквартирных домов, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), а также определяет вопросы, регулируемые правилами благоустройства территорий муниципальных образований Приморского края.
Границы прилегающих территорий определяются по периметру (по каждой стороне индивидуально) зданий, строений, сооружений, земельных участков, если такие земельные участки образованы, исходя из разрешенного использования объектов, сложившейся застройки территории, рельефа местности и минимально установленного настоящим Законом расстояния от объекта до границ прилегающей территории такого объекта.
При определении границ прилегающих территорий учитываются:
— расстояние до рядом расположенного (соседнего) объекта либо до границы прилегающей территории такого объекта, определенной ранее;
— наличие граничащих с объектом автомобильных дорог, а также зон с особыми условиями использования территорий (охранные, санитарно-защитных зоны, зоны охраны объектов культурного наследия, водоохранные зоны и иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Информация ФНС России <Об обязанности индивидуальных предпринимателей по уплате НДС при приобретении муниципального имущества>
Индивидуальный предприниматель, приобретающий муниципальное имущество, обязан уплатить НДС в бюджет
ИП приобрел в собственность у Комитета по управлению имуществом объекты недвижимости для использования в предпринимательской деятельности. Налоговая инспекция в ходе налоговой проверки доначислила предпринимателю не уплаченный им в бюджет НДС. ИП не согласился с решением инспекции и оспорил его в суде, поскольку НДС был уплачен им Комитету в составе выкупной стоимости муниципального имущества.
Суды указали, что в данном случае Комитет — продавец имущества не является плательщиком НДС, и в местный бюджет спорные суммы поступили ошибочно.
Решение налоговой инспекции является правомерным в связи с тем, что в федеральный бюджет данный налог не был зачислен, и, следовательно, обязанность предпринимателя по его уплате не была исполнена.