Обзор законодательства за III квартал 2020 года

"Методические рекомендации по организации участия органов местного самоуправления в реализации региональных проектов"
(утв. Аппаратом Правительства РФ 25.08.2020)

В состав координационного органа субъекта РФ, образованного в целях реализации проектной деятельности, могут включаться главы отдельных муниципальных образований
Разработаны методические рекомендации в целях организации участия органов местного самоуправления в реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов.
Участие органов местного самоуправления в реализации региональных проектов осуществляется посредство, в частности: включения в паспорта региональных проектов результатов, достижение которых относится к вопросам местного значения муниципальных образований; участия органов местного самоуправления в органах управления проектной деятельностью субъектов Российской Федерации.
Задачами глав муниципальных образований, входящих в координационный орган, являются обеспечение:
учета организационных, экономических и иных особенностей муниципальных образований в ходе участия в проектной деятельности;
взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления при реализации региональных проектов;
информирования граждан о реализации региональных проектов.
По решению куратора регионального проекта в составы проектных комитетов субъекта РФ (при наличии) могут включаться представители муниципальных образований, задачами которых является, в числе прочего учет мнения и потребностей (с учетом их приоритетов) населения территории муниципальных образований при реализации региональных проектов.

Федеральный закон от 20.07.2020 N 236-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

С 1 января 2021 года заработает Закон о "народном" бюджетировании
Подписан закон, создающий правовые основы применения института инициативного (или "народного") бюджетирования.
В целях реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части, в местную администрацию может быть внесен инициативный проект.
С инициативой о внесении инициативного проекта вправе выступить группа численностью не менее десяти граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста и проживающих на территории соответствующего муниципального образования, органы территориального общественного самоуправления, староста сельского населенного пункта (инициаторы проекта). Минимальная численность инициативной группы может быть уменьшена нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
К инициативному проекту закон предъявляет ряд требований, в том числе он должен содержать описание проблемы, описание ожидаемого результата, предварительный расчет необходимых расходов на его реализацию, сроки реализации, а также сведения о планируемом (возможном) финансовом, имущественном и (или) трудовом участии заинтересованных лиц.
В случае, если в местную администрацию внесено несколько инициативных проектов, в том числе с описанием аналогичных по содержанию приоритетных проблем, местная администрация организует проведение конкурсного отбора.
Инициаторы проекта, другие граждане, проживающие на территории соответствующего муниципального образования, уполномоченные сходом, собранием или конференцией граждан, а также иные лица, определяемые законодательством, вправе осуществлять общественный контроль за реализацией инициативного проекта.

Федеральный закон от 20.07.2020 N 241-ФЗ
"О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Органы местного самоуправления наделены правом предоставления сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи, жилого помещения на период замещения сотрудником указанной должности
Внесенными изменениями нормы Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" приведены в соответствие с Федеральным законом "О полиции" в части наделения органов местного самоуправления правом по обеспечению жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел РФ, замещающих должность участкового уполномоченного полиции, не имеющих жилого помещения по месту прохождения службы, на период замещения должности, связанной с выполнением обязанностей участкового уполномоченного полиции на территории соответствующего муниципального образования.

Федеральный закон от 13.07.2020 N 189-ФЗ
"О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"

Принят закон о государственном (муниципальном) социальном заказе
Закон регулирует отношения, связанные с формированием и исполнением государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг физлицам за счет субсидий в отраслях социальной сферы.
К таким отраслям закон относит образование, здравоохранение, социальную защиту, занятость населения, физическую культуру и спорт, туризм.
Законом установлены права и обязанности участников таких отношений, определены способы отбора исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере на конкурентной основе, предусмотрен порядок осуществления контроля за соблюдением установленных законом требований.
Закон направлен на создание равных условий для государственных и негосударственных организаций, участвующих в оказании госуслуг в социальной сфере, устраняя неравенство в сфере финансирования такой деятельности.

Федеральный закон от 13.07.2020 N 190-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"

Услуги в области физкультуры и спорта, а также в социальной сфере могут оказываться на основании государственного (муниципального) социального заказа
В Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" закреплено положение, согласно которому исполнение государственного социального заказа на оказание госуслуг по спортивной подготовке, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, осуществляется путем установления госзадания на оказание таких услуг.
На основании новых положений Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в случае принятия органом госвласти субъекта РФ решения об оказании государственных (муниципальных) услуг в соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере", индивидуальная программа используется как социальный сертификат на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2020 года.

Федеральный закон от 13.07.2020 N 191-ФЗ
"О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"

Освобождены от НДС государственные (муниципальные) услуги в социальной сфере
Пункт 2 статьи 149 НК РФ дополнен положением, согласно которому не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, оказываемых в соответствии с соглашениями, заключенными по результатам отбора исполнителей услуг в соответствии с законодательством о государственном (муниципальном) социальном заказе (за исключением соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания).

Постановление Конституционного Суда РФ от 09.07.2020 N 34-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 313 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой администрации муниципального образования город Мурманск"
Федеральному законодателю необходимо урегулировать порядок охраны остающегося без присмотра жилища осужденного, в том числе содержание охранных мер и порядок их исполнения
Конституционный Суд РФ признал часть вторую статьи 313 УПК РФ не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования она не закрепляет конкретных мер по охране остающегося без присмотра жилого помещения, собственником которого является осужденный, а также не устанавливает субъектов, на которых судом может быть возложена обязанность по принятию таких мер, и не определяет, за счет каких источников осуществляется финансирование этих мер.
Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения и дополнения.
Впредь до внесения таких изменений, если осужденным самостоятельно не приняты гражданско-правовые меры по охране своего жилого помещения и будет установлено отсутствие у него возможности в их самостоятельном принятии, суд полномочен принять меры по охране остающегося без присмотра жилого помещения такого гражданина и возложить их исполнение на конкретных субъектов, а именно:
опечатывание жилого помещения и периодическая проверка его сохранности могут быть возложены на орган внутренних дел по месту нахождения жилого помещения и (или) на администрацию муниципального образования (поселения, городского округа, муниципального округа);
обязанность по запрету регистрации граждан в жилом помещении без согласия собственника — на органы регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел);
обязанность по запрету государственной регистрации перехода права, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) — на территориальный орган Росреестра;
иные обязанности, необходимые для охраны жилого помещения, — на администрацию муниципального образования (поселения, городского округа, муниципального округа) с учетом особенностей организации местного самоуправления и разграничения соответствующих полномочий в городах федерального значения и на иных территориях.
Органы местного самоуправления, исполнявшие соответствующие судебные акты, а также органы местного самоуправления, на которые были возложены соответствующие обязанности по охране оставшегося без присмотра жилого помещения осужденного на основании временного регулирования, после принятия соответствующих изменений в законодательство вправе обратиться за возмещением расходов на принятие мер по охране жилого помещения за счет органа, на который эти функции будут возложены в соответствии с новым правовым регулированием, за период со дня официального опубликования настоящего постановления.

Проект Федерального закона N 983322-7 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части установления особенностей регулирования деятельности территориального общественного самоуправления как некоммерческой организации"
Предлагается уточнить статус территориального общественного самоуправления и особенности регулирования его деятельности
Согласно законопроекту территориальным общественным самоуправлением (далее — ТОС) является добровольное объединение граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
ТОС является собственником своего имущества. Участники ТОС не сохраняют имущественные права на переданное в собственность территориального общественного самоуправления имущество.
Участники ТОС не отвечают по его обязательствам, а ТОС не отвечает по обязательствам своих участников.
Законопроектом определяется, что ТОС может осуществлять приносящую доход деятельность только в случае, если такая деятельность непосредственно связана с решением вопросов местного значения.
Предусматривается, что гражданин вправе войти в состав участников ТОС по месту своего жительства без согласия других его участников (при этом внесение членских и иных имущественных взносов необязательно) и по своему усмотрению выйти из состава участников ТОС, уведомив об этом ТОС в порядке, определенном его уставом.
ТОС не вправе участвовать в учреждении юридических лиц или быть их участником, за исключением участия в ассоциациях (союзах) территориальных общественных самоуправлений. Реорганизация ТОС в форме преобразования не допускается.
Также устанавливается, что в случае ликвидации ТОС его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в его уставе, за исключением государственного или муниципального имущества, переданного ему во временное владение и пользование или во временное пользование (в том числе по льготным ставкам арендной платы) либо в безвозмездное временное пользование.
Неиспользованные субсидии, полученные ТОС из бюджета субъекта РФ, местного бюджета, подлежат возврату в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Проект Федерального закона N 983291-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части установления особенностей оказания поддержки территориальным общественным самоуправлениям"
Органам местного самоуправления предлагается предоставить право оказывать поддержку территориальным общественным самоуправлениям
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Настоящим законопроектом органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования наделяются правом оказывать поддержку территориальным общественным самоуправлениям (далее — ТОС).
Уточнено, что моментом учреждения ТОС, действующего на основании типового устава, считается принятие уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования решения об учреждении такого ТОС.
Законопроектом также предусматривается, что субъекты РФ и муниципальные образования вправе оказывать ТОС, осуществляющим свою деятельность без регистрации в качестве юридического лица, поддержку за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в формах, установленных законами субъектов РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 N 987
"О внесении изменения в пункт 5 Правил оценки эффективности деятельности органов контроля, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Скорректирован порядок оценки эффективности деятельности органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок
Поправка внесена в целях исключения двойного учета результатов контрольно-надзорной деятельности органов контроля, которые используются для расчета показателя, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 Правил оценки эффективности деятельности органов контроля, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2020 г. N 90.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Информация ФНС России от 01.07.2020 "В июле стать самозанятым можно будет еще в 53 регионах России"
"Налог на профессиональный доход" расширяет свою географию
С июля текущего года многие регионы присоединятся к эксперименту по введению налогового режима "Налог на профессиональный доход" для самозанятых лиц.
Так, налоговый режим вводится:
с 1 июля — в Амурской, Архангельской, Астраханской, Белгородской, Брянской, Владимирской, Ивановской, Иркутской, Калининградской, Кемеровской, Кировской, Костромской, Курганской, Курской, Липецкой, Мурманской, Новгородской, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Псковской, Рязанской, Саратовской, Смоленской, Тверской, Томской, Тульской и Ярославской областях, в Алтайском, Камчатском, Краснодарском, Ставропольском, Приморском и Хабаровском краях, в республиках Алтай, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Коми, Крым, Мордовия, Саха (Якутия), Хакасия, Карелия, Удмуртия, Чувашия, в Севастополе, в Чукотском автономном округе и Еврейской автономной области;
с 3 июля — в Республике Адыгея;
с 9 июля — в Ульяновской области и Республике Тыва;
с 24 июля — в Республике Северная Осетия — Алания.
Все самозанятые, вставшие на учет в этом году, получат дополнительный налоговый бонус в размере 12 130 рублей, который увеличит существующий налоговый вычет (предоставляется в размере 10 000 рублей).

Приказ Росстата от 08.07.2020 N 365
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за численностью и фондом заработной платы, дополнительным профессиональным образованием государственных гражданских служащих и муниципальных служащих"

Обновлены формы федерального статистического наблюдения за численностью и фондом заработной платы, дополнительным профессиональным образованием госслужащих и муниципальных служащих
Утверждены годовые формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению:
N 1-Т(ГС) "Сведения о численности и фонде заработной платы, дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих";
N 1-Т(МС) "Сведения о численности и фонде заработной платы, дополнительном профессиональном образовании муниципальных служащих".
Формы введены в действие с отчета за 2020 год.
Форму 1-Т(ГС) предоставляют юрлица — государственные органы РФ (федеральные, субъектов РФ). Форму 1-Т(МС) предоставляют юрлица — органы местного самоуправления и избирательные комиссии муниципальных образований.
С введением указанных форм признаны утратившими силу утвержденные Приказом Росстата от 15 июля 2019 г. N 404 формы ФСН:
N 2-ГС (ГЗ) "Сведения о дополнительном профессиональном образовании федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации";
N 2-МС "Сведения о дополнительном профессиональном образовании муниципальных служащих";
N 1-Т (ГМС) "Сведения о численности и оплате труда работников государственных органов и органов местного самоуправления по категориям персонала".

Постановление Правительства Приморского края от 16.06.2020 N 537-пп
"О предоставлении дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований на реализацию мероприятий, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологической безопасности при подготовке к проведению общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, в 2020 году"

Утверждены: Порядок предоставления и расходования дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований на реализацию мероприятий, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологической безопасности при подготовке к проведению общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, в 2020 году; распределение дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований на реализацию мероприятий, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологической безопасности при подготовке к проведению общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, в 2020 году.

Постановление Правительства Приморского края от 16.06.2020 N 535-пп
"О реализации проектов, имеющих приоритетное значение для жителей муниципальных образований Приморского края, в 2020 году"

Утверждены: Порядок проведения мероприятий по выбору проектов, имеющих приоритетное значение для жителей муниципальных образований Приморского края, в 2020 году; Правила предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Приморского края на осуществление мероприятий по реализации проектов, имеющих приоритетное значение для жителей муниципальных образований Приморского края, в 2020 году; распределение иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Приморского края на осуществление мероприятий по реализации проектов, имеющих приоритетное значение для жителей муниципальных образований Приморского края, в 2020 году.

Постановление Правительства Приморского края от 30.06.2020 N 577-пп
"О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 11 декабря 2019 года N 836-па "Об утверждении Правил предоставления дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований Приморского края на 2020 год"

Дотации предоставляются бюджетам муниципальных образований в целях компенсации расходов муниципальных образований, увеличение которых связано с организацией проведения мероприятий по выбору проектов, имеющих приоритетное значение для жителей муниципальных образований Приморского края, в 2020 году.

Постановление Правительства Приморского края от 16.06.2020 N 530-пп
"О внесении изменения в постановление Администрации Приморского края от 26 октября 2015 года N 412-па "О Порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания"

Скорректирован порядок формирования (изменения) государственного задания. Государственное задание утверждается не позднее 15 рабочих дней со дня отражения на лицевом счете главного распорядителя средств краевого бюджета, открытом соответствующему главному распорядителю средств краевого бюджета, лимитов бюджетных обязательств на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в отношении: казенных учреждений — руководителями органов исполнительной власти Приморского края, осуществляющих полномочия главных распорядителей средств краевого бюджета, в ведении которых находятся казенные учреждения; бюджетных или автономных учреждений — руководителями органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя.

Постановление администрации г. Владивостока от 30.06.2020 N 2401
"Об утверждении Положения о взаимодействии органов администрации города Владивостока при рассмотрении предложения о реализации проекта муниципально-частного партнерства, принятии решения о реализации проекта муниципально-частного партнерства, при заключении и контроле реализации соглашений о муниципально-частном партнерстве"

Установлен порядок взаимодействия органов администрации города Владивостока при рассмотрении предложения о реализации проекта муниципально-частного партнерства, принятии решения о реализации проекта муниципально-частного партнерства, при заключении и контроле реализации соглашений о муниципально-частном партнерстве.

Постановление Правительства Приморского края от 16.07.2020 N 620-пп
"О внесении изменений в постановление Правительства Приморского края от 24 ноября 2016 года N 541-па "Об оплате труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных учреждений Приморского края"

Сумма средств, направляемых на выплату премии за выполнение особо важных и ответственных работ, в том числе по результатам независимой оценки качества условий оказания услуг, руководителю учреждения, подведомственного министерству здравоохранения Приморского края, участвующего в реализации мер по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в 2020 году не может превышать четырех размеров среднемесячной заработной платы работников учреждения за предыдущий календарный год (без учета заработной платы руководителя, его заместителей и главного бухгалтера).

Приказ министерства труда и социальной политики Приморского края от 16.07.2020 N 469
"Об утверждении Административного регламента министерства труда и социальной политики Приморского края по предоставлению государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда"

Административным регламентом определены сроки и последовательность административных процедур и административных действий министерства труда и социальной политики Приморского края при предоставлении государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников, а также порядок взаимодействия между министерством и заявителями при предоставлении государственной услуги.
Признан утратившим силу приказ департамента труда и социального развития Приморского края от 18.03.2013 N 182 "Об утверждении административного регламента департамента труда и социального развития Приморского края по предоставлению государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда".