Комиссия ВАРМСУ обсудила меры поддержки бизнеса после второй волны пандемии
30 марта 2021 года в формате ВКС состоялось заседание Комиссии Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления по проектам «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт» (далее-Комиссия) под председательством сенатора Российской Федерации – Павла Тараканова.
В заседании приняли участие члены Комиссии, Председатель Правления ВАРМСУ Иван Цецерский, первый заместитель Председателя Правления ВАРМСУ Сергей Дручек, представители Министерства экономического развития РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, главы и заместители глав муниципальных образований РФ и другие приглашенные эксперты.
Первым вопросом повестки заседания, Павел Владимирович совместно с членами Комиссии обсудили меры по поддержке малого и среднего предпринимательства, производительности труда и поддержке занятости после второй волны распространения новой короновирусной инфекции.
По данному вопросу выступила Олеся Тетерина, заместитель Департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства Министерства экономического развития РФ. Она рассказала о программах кредитования 2.0 и 3.0, которая стартовала в 2021 году. Также было сообщено, что договоры на кредитование были подписаны с 21 банком на общую сумму 195 млрд руб., более 5000 организаций получили кредит на общую сумму более 12 млрд руб, был введен мониторинг на плановые проверки на весь 2021 год.
Следующим слово взял Ян Талбацкий, заместитель Директора Департамента занятости и трудовой миграции Министерства труда и социальной защиты РФ. Он рассказал, что ситуация на рынке труда улучшилась: уровень безработицы в начале этого года уменьшился до 5,7% с 6,4% в 2020 году, — и это благодаря мерам, которые принимались по стабилизации рынка труда в условиях пандемии. Было удовлетворено более 500 заявок на общую сумму 12 млрд руб. Он выделил два сегмента по поддержке в рамках данной программы: 1) повышение квалификации своих работников и 2) переобучение группы граждан. Через эту программу прошло около 170 тыс. чел.
К обсуждению этого вопроса также присоединился Сергей Лапенко, Председатель Крымского республиканского отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», член Президиума Правления ООО ОПОРА РОССИИ. Он доложил, что 26 марта в рамках X внеочередного съезда «ОПОРЫ РОССИИ» состоялось заседание Попечительского совета Организации, в котором были принято решение направить предложения в Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, палаты Федерального Собрания Российской Федерации для рассмотрения в рамках разрабатываемой стратегии социально-экономического развития России до 2030 года, а также в рамках законотворческой деятельности.
Елена Латышенко, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кемеровской области-Кузбасе, выступила с презентацией по теме «Проблематика и предложения по льготным кредитам для восстановления предпринимательской деятельности 2.0 и 3.0». Она предложила расширить перечень ОКВЭДов (все наиболее пострадавшие отрасли); исключить условие об обязательном участии в программе 2.0 и увеличить срок гашения до 12 месяцев.
Далее слово было предоставлено Андрею Иванову, Главе муниципального образования – председателю Муниципального совета города Сестрорецка г. Санкт-Петербурга. Он рассказал, что за 2020 год очень пострадала санаторно-курортная сфера. 103 субъекта в г. Сестренске подали на ликвидацию. Сейчас работа начинает восстанавливаться, но остается крайне важно продолжать оказывать меры поддержки в части налоговых льгот.
Алексей Кучмин, член Генерального совета Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», учредитель группы компаний АИР, также призвал бросить все силы на поддержку всех существующих предприятий и расширить перечень компаний для программы 3.0.
Денис Кравченко, заместитель председателя комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, основной темой своего выступления выделил Федеральный закон №44-ФЗ от 05.04.2013г. Он сообщил, что поправки к данному закону уже приняты в первом чтении и сейчас идет активная работа над поправками ко второму чтению.
Павел Тараканов подытожил обсуждение первого вопроса, обратив внимание, что большинство предложений учтены и включены в проект решения.
Вторым вопросом обсудили законопроект по о совершенствовании правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли, который вызвал ряд нареканий не только со стороны муниципальных образований и органов власти субъектов, но и получил отрицательные отзывы со стороны Совета Федерации.
Так, по мнению профильных комитетов Совета Федерации, в новой редакции законопроекта степень детализации регулирования вопросов исполнения органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере организации нестационарной и развозной торговли существенно снижена.
Исключены положения регламентирующие требования к договору на размещение нестационарного и мобильного торгового объекта, а также подробно закрепляющих порядок подготовки и утверждения схемы размещения нестационарных и мобильных торговых объектов и внесение в нее изменений, требования к внешнему виду таких объектов, его оборудованию, порядок организации развозной торговли.
Но вместе с тем, законопроект содержит ряд положений, требующих дополнительного обоснования (в т.ч. новых), а также положений, на которые Комитетами обращалось внимание ранее.
Законопроектом предлагается закрепить новое положение, согласно которому требования к размещению нестационарных торговых объектов и организации развозной торговли в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются нормативными правовыми актами указанных субъектов Российской Федерации, а в случае, если такие требования не установлены, размещение нестационарных торговых объектов, а также организация развозной торговли осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Формулировка данного положения фактически выводит из-под регулирования представленного законопроекта города федерального значения Москву, Санкт-Петербург, Севастополь.
Комментарии и предложения по данному законопроекту были высказаны, членами Комиссии: Денисом Седовым, Максимом Афанасьевым, Евгением Чернышовым.
К обсуждению также подключились приглашенные: Никита Кузнецов, директор Департамента развития и внутренней торговли Министерства промышленности и торговли РФ; Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли, вице-президент Ассоциации «НП «ОПОРА»; Рафаэль Хабиров, руководитель комитета Федерации Рестораторов и Отельеров России по мобильным точкам питания; Евгений Никора, глава администрации города Мурманска.
По словам директора Департамента развития и внутренней торговли Министерства промышленности и торговли РФ Никиты Кузнецова, законопроект о нестационарной и мобильной торговле закрепляет принципы юридического оформления права на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов и несет в себе следующие базовые принципы: место меняется, но бизнес сохраняется. Этот принцип важен как гарантия того, что предпринимателям будут предоставляться компенсационные места в том случае, если место размещения нестационарного объекта требуется для государственных или муниципальных нужд. Предлагается продлевать договор без торгов. Кроме того, минимальный срок действия договора на размещение нестационарного торгового объекта законопроект предлагает установить на 5 лет; рамочные правила по внешнему виду устанавливаются нормативным актом.
Рафаэль Хабиров, руководитель комитета Федерации Рестораторов и Отельеров России по мобильным точкам питания рассказал о востребованности фудтраков, которые можно использовать не только как точки общественного питания, но и оказания бытовых услуг.
Никора Евгений Викторович сделал акцент на использование мобильных торговых точках в труднодоступных местностях.
Иван Цецерский, председатель Правления ВАРМСУ поблагодарил докладчиков и всех участников заседания комиссии за слаженную и достаточно плодотворную дискуссию по актуальным вопросам повестки дня, отметив, что главным принципом работы профильной комиссии является тематическая направленность и анализ правоприменительной практики на муниципальном уровне, и заострять на проблемных вопросах, выработка эффективных предложений по совершенствованию муниципального законодательства.
Павел Тараканов подвел итоги обсуждения законопроекта о совершенствовании правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли и предложил учесть замечания и предложения, поступившие от участников и направит их ко второму чтению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.