После долгого перерыва
С 23 по 25 сентября 2021 года в пгт. Славянка Хасанского муниципального района прошла VII Межрегиональная конференция глав городских и сельских поселений Дальневосточного федерального округа. Учредителями конференции явились Ассоциация «Совет муниципальных образований Приморского края», Ассоциация «Совет муниципальных образований Хабаровского края» и Ассоциация «Совет муниципальных образований Еврейской автономной области».
Приглашения для участия были направлены во все регионы Дальневосточного федерального округа. Всего участвовало в конференции около 100 человек, в том числе:
Архипов В.В. – член Президентского Совета по местному самоуправлению, глава Михайловского муниципального района Приморского края;
Головатый А.С. – председатель Ассоциации «Совет муниципальных образований Еврейской Автономной области», мэр г. Биробиджана;
Гончарук Д.С. – первый заместитель руководителя аппарата Губернатора Приморского края и Правительства Приморского края;
Давтян А.М. – заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Правительства Приморского края;
Мелисова Н. С. – заместитель начальника департамента по внутренней политике Правительства Еврейской Автономной области;
Овчинников З. И. – директор департамента внутренней политики Приморского края;
Татарчук О. Н. – начальник отдела развития территориального общественного самоуправления Главного управления внутренней политики Правительства Хабаровского края;
Фанакина М. Н. – исполнительный директор Ассоциации «Конгресс муниципальных образований».
Участники рассмотрели следующие вопросы:
1. О состоянии местного самоуправления в Российской Федерации и о предложениях в проект Основ государственной политики в области развития местного самоуправления.
Докладчик – Фанакина М.Н., исполнительный директор Ассоциации «Общероссийский конгресс муниципальных образований».
2. Формулировки вопросов местного значения: обзор позиций Конституционного суда РФ.
Докладчик — Шугрина Е.С., начальник отдела правовой и методической поддержки органов местного самоуправления Правления ВАРМСУ (по видеосвязи).
3. Практические аспекты достижения показателя «Уровень доверия к власти».
Докладчик — Овчинников З.И., директор департамента внутренней политики Приморского края.
4. Основные направления деятельности Ассоциации «Совет муниципальных образований Хабаровского края» в реализации национальных проектов по улучшению качества среды проживания жителей Хабаровского края.
Докладчик — Попова Л.И., эксперт-консультант Совета муниципальных образований Хабаровского края, директор консалдинговой компании, к.э.н., доцент Тихоокеанского государственного университета.
5. Участие органов местного самоуправления Еврейской автономной области в реализации национальных проектов («Жильё и городская среда»).
Докладчик — Головатый А.С., председатель Правления Ассоциации «Совет муниципальных образований ЕАО», мэр города Биробиджана.
6. Вопросы взаимодействия местного самоуправления и органов государственной власти. Проблемы и практика Хабаровского края.
Докладчик — Образцова С.В., эксперт – юрист Совета муниципальных образований Хабаровского края, юрист Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района.
7. О возможностях участия городских и сельских поселений в федеральных и региональных программах по благоустройству территорий.
Докладчик – Давтян А.М., зам.министра жилищно-коммунального хозяйства Приморского края.
8. Результаты деятельности поселений Хабаровского края в реализации национальных/региональных проектов по направлению «Жилье и городская среда» на примере Полетненского сельского поселения.
Докладчик – Рубанцова Л. Т. – глава Полетненского сельского поселения муниципального района имени Лазо.
9. Опыт развития ТОС в Хабаровском крае.
Докладчик — Татарчук О.Н., начальник отдела развития территориального общественного самоуправления Главного управления внутренней политики Правительства Хабаровского края.
По итогам их обсуждения была принята Резолюция Участников конференции глав городских и сельских поселений Дальневосточного федерального округа:
Заслушав доклады и выступления представителей органов государственной и муниципальной власти, науки, Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления и Общероссийского Конгресса муниципальных образований, участники конференции отмечают, что в настоящее время в регионах ширится работа по вовлечению активного населения в реализацию национальных проектов, направленных на улучшение качества исполнения социальных гарантий для проживающих людей на территориях, на создание комфортной среды проживания, развитие демократических институтов.
Вместе с тем, работа по совершенствованию функционирования органов местного самоуправления носит хаотичный, бессистемный характер. Не решены до настоящего времени базовые вопросы, касающиеся достойного финансового обеспечения исполнения полномочий, закрепленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за городскими и сельскими поселениями, не принята государственная концепция развития местного самоуправления на длительный период с учетом особенностей экономического развития и сложившихся демографических и территориальных особенностей регионов.
Для успешного развития местного самоуправления в специфических условиях Дальнего Востока, учитывая внесение поправок в ст. 132 Конституции Российской Федерации, включающих муниципальную власть в единую систему публичной власти, участники конференции считают необходимым:
1. Ускорить доработку проекта указа Президента РФ «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области развития местного самоуправления до 2030 года», в котором:
а) социально-экономическую политику по развитию поселенческих территорий рассматривать как сферу взаимной ответственности муниципалитетов, государства, науки, бизнеса и гражданского общества за обеспечение достойного качества жизни людей;
б) предусмотреть реальное финансовое обеспечение исполнения полномочий, закрепленных в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Установить сбалансированный перечень вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления с учетом исторического понимания населением задач, решаемых органами власти на местах;
в) определить возможности установления оптимальной структуры управления муниципальными образованиями с учетом сложившихся традиций, территориальных особенностей и необходимости сохранения шаговой доступности населения к власти в каждом регионе самостоятельно;
г) установить основным критерием оценки эффективности управления территорий для администраций муниципальных образований рост качества жизни людей в соотношении с тенденцией развития территории и возможностями, предоставленными в ходе реализации национальных проектов, федеральных и региональных программ;
д) предоставить право поселениям в упрощенном порядке использовать природные ресурсы (песок, скала, дресва) для нужд благоустройства поселений;
е) определить, что суммы штрафов (не менее 75%) за нарушения в сфере благоустройства, строительства и других компетенций, относящихся к сфере полномочий органов местного самоуправления, перечисляются в бюджет территорий, на которой совершено нарушение, в виде субвенций и направляются на решение вопросов благоустройства;
ж) учитывая, что муниципальный кадровый корпус несет высокую ответственность за работу на местах, как за решения, принятые на муниципальном уровне, так и участвуя в сложной работе по реализации проектов регионального и федерального уровня, исполнения полномочий, переданных от государственной власти, в условиях старения кадров муниципальной службы, их текучести, низкого уровня оплаты труда, нехватки навыков и компетенций работы с современными управленческими технологиями, определить государственной задачей и утвердить долгосрочную программу развития кадрового потенциала, включающую в себя подготовку, обучение и повышение квалификации специалистов для органов местного самоуправления, подготовку и реальное использование резерва кадров, в том числе через возможности ротации в каждом регионе.
2. Учитывая, что в настоящее время система Советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации охватила всю территорию страны сетью организаций межмуниципального сотрудничества, начала формулировать и представлять на региональном и федеральном уровнях консолидированную муниципальную позицию, считаем, что советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации необходимо наделить правами законодательной инициативы в законодательных органах субъектов Российской Федерации, внеся соответствующие дополнения
в ст. 66 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что позволит актуализировать значительный нереализованный потенциал для более эффективного социально-экономического развития городских и сельских территорий.
3. Так как местное самоуправление является первой точкой соприкосновения публичной власти и жителей, считать одним из перспективных и приоритетных направлений в работе с населением популяризацию и реальную поддержку института территориального общественного самоуправления.
4. Данную резолюцию направить в Администрацию Президента Российской Федерации, Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания, органы государственной власти субъектов Дальневосточного федерального округа, Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления, Общероссийского Конгресса муниципальных образований для сведения и учета мнения глав городских и сельских поселений Дальневосточного федерального округа в практической работе.
Исполнительная дирекция
АСМО ПК